Как Стив Джобс сконструировал новую цивилизацию #4 Мышь и «вот это вот всё»

Nov 29, 2016 14:57



«Разумно взять метод и испытать его. При неудаче честно признайтесь в этом и попробуйте другой метод. Но главное, делайте что-нибудь».

Франклин Д. Рузвельт, 32-й президент США

Одним июльским вечером 1945 года на одном из многочисленных филиппинских островов в небольшой хижине, стоящей на сваях, сидел молоденький морячок, служивший техником по обслуживанию радаров ВМФ США. Он читал статью «Как мы мыслим».

Морячок с головой ушёл в статью, ибо перед ним предстал целый новый неведомый и очень притягательный мир. В статье описывалось то, что через какие-то четверть века получит название персональных компьютеров, Интернета, гипертекстовых ссылок, онлайн энциклопедий и т.д. и т.п. Автором статьи был Веннивер Буш (Vannevar Bush); морячка звали - Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart).


Дуглас Энгельбарт родился в 1925 году в американском штате Орегон в семье, имевшей шведско-норвежско-немецкие корни. В 1943 году, прямо с университетской скамьи, он был призван в ВМФ США и попал служить на Филиппины. Там-то ему и попалась вышедшая недавно статья Веннивера Буша, которая оказала влияние на всю его последующую жизнь. Вернувшись после войны домой, Энгельбарт закончил обучение, получив степень бакалавра по электротехнике, после чего смог поступить в Национальный консультативный комитет по аэронавтике.

На фото: Дуглас Энгельбарт


В 1951 году Дуглас сформулировал для самого себя следующие принципы последующей карьеры: 1) он должен построить свою карьеру для того, чтобы сделать мир лучше; 2) любые серьёзные усилия в этом направлении требуют организованной упорной работы; 3) ключом к решению проблемы улучшения мира должно стать создание совокупного человеческого разума; 4) если этого удастся добиться, в результате существенно улучшатся потенциальные возможности решения важных планетарных проблем; 5) радикально в этом могут помочь компьютеры. Вот такая программа минимум.

В итоге всю последующую жизнь Энгельбарт рассматривал свою миссию с точки зрения улучшения интерактивности компьютеров с тем, чтобы создать коллективный интеллект. С высот нашего нынешнего знания можно посмотреть несколько иронично на мысли 26-летнего Дугласа Энгельбарта, однако же факт есть факт: хотя глобальные сети и мобильные устройства иной раз приводят в отчаяние, от обилия глупостей, которые транслируются при помощи этих технологий, но иной раз пресловутый коллективный интеллект всё же работает, как ни крути.

В 1962 году Энгельбарт подготовил доклад «Дополнение человеческого интеллекта: концептуальные основы». После доклада Энгельбарт получил финансирование от ARPA (Advanced Research Projects Agency), агентства Министерства обороны США, направленного на исследования в военной области с тем, чтобы догнать СССР в области военных разработок (в частности, в ракетно-космической сфере, ПРО и т.д.).

После того, как в 1960 году ARPA передала все гражданские и военные программы в ведение NASA, агентство смогло сосредоточиться на более узком круге задач и, в частности, на вопросах, связанных с компьютерной обработкой данных. В этой области ARPA достигла больших успехов в области распределённой обработки данных и создания глобальной сети ARPANET, прообраза Интернета. Дуглас Энгельбарт занимался созданием гипертекста, идею которого почерпнул ещё в 1945 году в статье Буша.

На фото: Актёр Майкл Кейн в роли шпиона Гарри Палмера в фильме 1967 года «Мозг ценой в миллиард долларов». На этом кадре Гарри Палмер сидит перед компьютером Honeywell, на базе которого была создана сеть ARPANET.


В середине 1960-х Энгельбарт и его команда разработали в рамках программ ARPA такие естественные ныне элементы интерфейса, как битовую карту экрана (концепция, лежащая в основе всех современных графических экранов), манипулятор «мышь», гипертекст, систему совместной работы нескольких пользователей, курсоры для графического интерфейса пользователя. И это всё происходило тогда, когда ЭВМ были громоздкими устройствами, занимавшими целые этажи зданий и программы на которых выполнялись в т.н. пакетном режиме, то есть без непосредственного участия человека в процессе обработки данных.

В 1970 году Дуглас Энгельбарт подал заявку на патент об изобретении устройства, позволяющего осуществлять «XY-позиционирование индикатора для системы отображения». В 1970 году он получил патент на своё изобретение (патент США 3,541,541 от 17 ноября 1970 года). Соавтором стал его ведущий инженер, Билл Инглиш (Bill English).

Название «мышь» появилось независимо от Энгельбарта, как результат народного творчества - из-за провода, якобы похожего на мышиный хвост. Дуглас Энгельбарт не получил ни цента за своё изобретение. Позднее он говорил: «Мы запатентовали устройство, но мы понятия не имели о его возможной стоимости. Несколько лет спустя стало известно, что Apple получила за лицензию что-то около 40 тыс. долларов».

9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт продемонстрировал новый интерфейс компьютера: QWERTY-клавиатуру, подключённую к компьютеру, трёхкнопочную мышь и т.н. Chorded-клавиатуру - устройство, напоминающее мышь, но с пятью кнопками, комбинация нажатий на которые посылает более широкий набор команд, чем обычная мышь.

На фото: Дуглас Энгельбарт на презентации нового компьютерного интерефейса.


Chorded-клавиатура не захватила массы, как мышь, в силу явно более сложного способа управления. Эта демонстрация позднее получила название «The Mother of All Demos», подразумевается, что именно с неё пошла традиция демонстрировать новации в компьютерной технике.

На фото: Уильям Инглиш, ведущий инженер Энгельбарта, демонстрирует возможности «мыши» на первой в истории компьютерной презентации «The Mother of All Demos».


Вот здесь по ссылке можно посмотреть 100-минутное видео этой первой презентации графического интерфейса. Оно того стоит. Напомню, что всё происходит в 1968 году. Даже сейчас это выглядит, как фантастический художественный фильм, особенно благодаря слегка потустороннему голосу Дугласа Энгельбарта. А что же должны были почувствовать зрители презентации тогда? Это в самом деле была фантастика.

На этом видео интересна специальная панель управления (Энгельбарт более подробно показывает её в самом конце презентации). На этой панели по центру располагалась QWERTY-клавиатура как таковая. Слева была Chorded-клавиатура, а справа - 3-кнопочная мышь. Панель крепилась на кресле на штифте и её можно было вращать вокруг этого штифта, давая возможность программисту максимально удобно работать (Энгельбарт демонстрирует это на видео). На мой взгляд, панель Энгельбарта - её можно назвать даже расширенной клавиатурой Энгельбарта - куда более удобна, чем известные нам клавиатура и мышь, лежащие перед нами на рабочем столе. Но клавиатура Энгельбарта в итоге не прижилась.

На фото: расширенная клавиатура Энгельбарта.


Напомню, что США в тот период вели войну во Вьетнаме. Как ни странно, но эта война косвенно повлияла на дальнейшее развитие интерфейса компьютеров и, в конечном итоге, на изменение облика цивилизации. Вернее не сама война, как таковая, а позиция сенатора Майка Мэнсфилда (Mike Mansfield). Хотя о компьютерах Мэнсфилд особо не задумывался.

Ещё в 1962 году Мэнсфилд был противником участия США во внутренних разборках между Северным и Южным Вьетнамом. И всячески выступал против этой войны, критикуя «ястребов» при каждом удобном случае. Как лидер Демократической партии он в итоге возглавил большинство в Сенате, что давало ему кое-какие возможности в области законотворчества.

На фото: Сенатор Майк Мэнсфилд (слева) и президент Линдон Джонсон.


В 1969 и 1973 году по инициативе Мэнсфилда Конгресс принял две поправки. Поправка 1969 года запрещала финансирование военными любых научно-исследовательских работ, если они не были непосредственно связаны с использованием в военной области. А поправка Мэнсфилда 1973 года прямо накладывала ограничения на многие исследования, финансируемые через ARPA.

Работы Дугласа Энгельбарта (и не только его) финансировались через ARPA. Как только финансирование было срезано, исследователи стали разбегаться по частным лавочкам. Многие сотрудники Энгельбарта пошли на работу в Xerox PARC.

Это было время, когда стали появляться первые прототипы персональных компьютеров. В 1975 году компания MITS выпустила первый персональный компьютер Altair-8800 га базе микропроцессора.

На фото: первый персональный компьютер Altair-8800 на базе микропроцессора (Intel-8080).


При доступной цене (он продавался в двух вариантах: в комплекте для сборки при цене менее 500 долларов и в полностью готовом виде при цене чуть более 600 долларов) Altair-8800 дал толчок появлению первого сообщества фанатиков персональной компьютерной техники. В это сообщество входили также Стив Джобс и Билл Гейтс (который написал Altair BASIC для этого компьютера).

Что касается Джобса, то под впечатлением от Altair-8800 он со своим другом Стивом Возняком в 1976 году создали первый прототип персонального компьютера Apple. Им даже удалось продать пару сотен штук этого изделия.

На фото: молодые Стивы - Возняк (слева) и Джобс (справа) и их первый персональный компьютер Apple-I.


Чем принципиально Apple-I отличался от Altair-8800? Тем, что Altair-8800 представлял из себя, собственно, железный ящик с кнопками и лампочками на панели управления и более ничего. Ни клавиатуры, ни монитора он не имел. А вот Apple-I имел и клавиатуру и монитор (вернее разъём для подключения внешнего телевизора). И хотя сам компьютер был деревянным - без всяких шуток, он имел деревянный корпус - это был уже полноценный персональный компьютер. А уже появившийся на следующий, 1977 год, Apple-II был практически таким, каким мы все привыкли видеть персональный компьютер: он имел уже нормальный системный блок с вделанной в него клавиатурой, монитор и два 5-дюймовых дисковода для Floppy-дисков (правда в самых первых моделях дисководов ещё не было, а был накопитель на магнитной плёнке). И самое главное - Apple-II имел цветную графику! Неслыханная роскошь по тем временам.

На фото: Персональный компьютер Apple-II.


Если Apple-I был скорее прототипом для чудиков-энтузиастов, то Apple-II стал полноценной машиной для профессионалов. Цена Apple-II для 1977 года была несколько высокой - 1298 долларов, но в принципе вполне доступной для любого увлечённого человека, особенно для программиста.

Между прочим, знаменитая IBM в 70-х проводила работы по выпуску миниатюрных компьютеров, но вплоть до 1981 года все эти работы не имели отношения к микропроцессорам. Это были просто миниатюрные компьютеры, а цены они имели такие, что моё вам почтение. Например, миниатюрный компьютер IBM 5120 шёл по цене около 13 тыс. долларов!

На фото: Мини-компьютер IBM 5120.


Вряд ли кто-нибудь стал бы покупать такой дорогой компьютер для работы дома. Хотя на стол он вполне помещался. И только успех персональной техники на базе микропроцессоров - в первую очередь успех компании Apple - дал толчок IBM заняться собственными персональными компьютерами.

Первым микрокомпьютером IBM (т.е. персональным компьютером на базе микропроцессоров) стал не хорошо нам известный IBM PC, а IBM System 23/Data Master. Внешне он был похож на IBM 5120, хотя работал уже на настоящем микропроцессоре - Intel-8085. Но цена у него была всё еще конская - 9830 долларов. Это был компьютер для малого и среднего бизнеса, но никак не для дома. И только вышедший в сентябре 1981 года IBM 5150 (на базе микропроцессора Intel 8088) - он же IBM PC - стал первым массовым персональным компьютером, который смог стать конкурентом продукции компании Apple. IBM тем более повезло, что выпущенный в 1980 году компьютер Apple-III, на который очень рассчитывал Джобс, фактически оказался провальным проектом. И к 1983 году IBM стала лидером по продажам персональных компьютеров.

На фото: Персональный компьютер IBM 5150 (IBM PC) одного из первых выпусков.


Стоил первый IBM PC вполне сносно - 1565 долларов и миллионы людей смогли приобрести этот компьютер домой. Причём многие приобретали его для того, чтобы просто играть в компьютерные стрелялки. Да, ничего с тех пор не изменилось. Но вернёмся к Дугласу Энгельбарту.

Сам Энгельбарт не последовал за своими более молодыми сотрудниками, ушедшими в Xerox PARC. Всё дело было в том, что он не верил в персональные компьютеры как таковые и считал, что будущее безусловно за глобальными сетями, а не за маленькими маломощными машинами, стоящими в кабинетах или спальнях их владельцев. Его же сотрудники смотрели на дело иначе.

Однако будущее объединило Энгельбарта с его сотрудниками. Сегодня мы почти не представляем уже использование компьютера или микропроцессорного мобильного устройства (смартфона), без подключения к глобальной сети. То есть идеи Дугласа Энгельбарта восторжествовали. Однако же глобальные сети получили такое распространение именно благодаря развитию микрокомпьютеров, которые в середине 70-х в самом деле не поражали воображение, однако же сегодня по своей мощи превосходят любые, самые смелые ожидания середины 1970-х годов.

А популярность персональных компьютеров зиждется на многолетней конкуренции IBM и Apple. В течение многих лет Стив Джобс вытягивал все соки из своих инженеров, заставляя создавать всё новые и новые чудеса. В ответ IBM выбрасывала на рынок свои новые системы. Позднее, правда, IBM потеряла монопольное право на архитектуру IBM PC (она не озаботилась вовремя патентами). Однако это способствовало ещё большей популяризации персональных компьютеров, поскольку многие фирмы стали выпускать компьютеры архитектуры IBM PC. Apple упорно навязывала рынку собственную архитектуру. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Ну а что же Xerox PARC?

На фото: вход в здание Xerox PARC


«Утечка мозгов» из ARPA в Xerox PARC открыла новую страницу в области развития человеко-машинного интерфейса. Исследовательский центр в Пало-Альто компании Xerox (Palo Alto Research Center), или, сокращённо, PARC, был основан в 1970 году как подразделение, отвечающее за перспективные разработки. PARC появился, как результат диалога между главным научным сотрудником корпорации XEROX Якоба «Джека» Голдмана (Jacob «Jack» Goldman) с физиком Джорджем Пеком (George Pake), состоявшимся в 1969 году.

Именно Пек стал основателем и первым директором PARC. Пейк выбрал Пало-Альто по ряду причин, одна из которых - близость к Стэнфордскому университету, молодых учёных из которого предполагалось привлекать для работы. При этом Пеку очень нравилось, что Пало-Альто расположено на расстоянии 3000 миль от штаб-квартиры XEROX в Нью-Йорке, что давало известную свободу рук вдали от начальства. Кроме того PARC смог привлечь множество перспективных инженеров, ушедших из ARPA, NASA и ВВС США после уменьшения финансирования в 1973 году. Одним из тех, кто перешёл из ARPA в PARC был Роберт (Боб) Тейлор (Robert Taylor).

Роберт Тейлор родился с 1932 году в семье методистского священника и в детстве много странствовал в семьёй от прихода к приходу. Во время Корейской войны он служил в ВМФ США. Потом получил образование, как психолог и математик. Первые его работы были связаны с исследованием деятельности мозга и нервной системы. Затем, в 1961 году, поступил на работу в NASA, после чего в ARPA. Там он познакомился с работами Энгельбарта, связанными с дисплеями и манипулятором «мышь». Ну и конечно он просто не мог миновать участия в работах по созданию ARPANET. В 1968 году Тейлор опубликовал работу «Компьютер, как средство связи», в которой предрекал: «В течение ближайших нескольких лет люди через машину смогут общаться более эффективно, чем лицом к лицу». Как в воду глядел, что называется.

Продолжение следует…

(начало: один, два, три)

На фото вверху: писатель-фантаст Айзек Азимов не рекламе одного из первых домашних компьютеров с цветным графическим экраном TRS-80 Color Computer.

Компьютеры, Стив Джобс, История, Техносфера

Previous post Next post
Up