Цитата дня

Nov 24, 2016 11:14



125 лет тому назад, 12 (24) ноября 1891 года, в возрасте 60 лет скончался великий русский философ Константин Николаевич Леонтьев. «Русский Ницше», называли его подчас, хотя на самом деле скорее Ницше надо было называть «немецким Леонтьевым». Но так уж устроен русский образованный слой, что лучше всего он усваивает что-то, если это что-то бывает в иностранной обёртке.


Впрочем, Константин Леонтьев как-то не очень знаменит в русских образованных кругах. Не то чтобы его не знают, но за ним давно закрепился эпитет «реакционера», поскольку он крайне скептически относился к национал-либеральным течениям своего времени, считая их симптомом разложения и всеобщего уравнивания человечества, что, по мнению Леонтьева, было большой бедой для культуры вообще.

Впрочем, критикуя российских западников, Леонтьев не слишком одобрял и российских почвенников, которые в его время назывались славянофилами. Леонтьева достаточно раздражало славянофильство, особенно движение русского образованного слоя в поддержку освобождения болгар из под власти турецкого султана. По мнению Леонтьева, такое освобождение должно было привести к тому, что болгарин тут же оденет фрак и цилиндр и сразу станет «дрянным европейцем», т.е. не настоящим европейцем высокого стиля, а классическим филистером (по выражению Ницше). Так, собственно, и случилось.

Сам Леонтьев, кстати, несколько лет был дипломатом в Турции и весьма уважительно отзывался об этой стране.

Одним из главных учений Леонтьева было учение о циклах культуры. В этом он был солидарен с видным славянофилом своего времени Николаем Данилевским. По мнению Леонтьева (и Данилевского) нет никакой прямолинейной шкалы эволюции человечества. Т.н. «человечество» представляет из себя различные культуры, возникающие то тут, то там во времени и пространстве, проходящие определённые циклы существования и затем умирающие. Длительность культурного цикла - около 1200-1500 лет. Эти мысли позднее в той или иной форме (хотя и на свой лад) повторил немецкий мыслитель Освальд Шпенглер, английский историк Арнольд Тойнби и русский этнолог Лев Николаевич Гумилёв.

Впрочем, что во время жизни Константина Леонтьева, что в наше время эти идеи не вызывают массового энтузиазма. Ведь людям нравится думать, что они идут по прямому пути от древнейших времён первобытного варварства к грядущему светлому будущему. И путь этот будет долог, а каждая последующая эпоха будет лучше предыдущей. А когда в итоге человечество придёт к этому светлому будущему, то наступит Золотая Эра на вечные времена.

Впрочем, Константина Леонтьева никогда не заботило отношение к его идеям массы. Он постулировал то, что считал нужным, а как современники и потомки распорядятся его идеями, он волновался мало.

Не являясь ни западником, ни почвенником, Константин Леонтьев стоит сильно особняком в истории русской философии. Однако без него представить русскую философию просто невозможно.

Леонтьева и Ницше объединяет одинаково враждебное отношение к европейскому либерализму. Однако конец жизни Константина Леонтьева сильно отличается от конца Фридриха Ницше. Ницше в итоге стал радикальным критиком христианства, а Леонтьев, который всегда с пиететом относился к православию, под конец жизни переехал в Оптину пустынь, где арендовал у монастыря дом. В этом доме, кстати, Леонтьев незадолго до смерти принимал Льва Толстого, с которым имел жаркую дискуссию по вопросам веры. 23 августа 1891 года Константин Леонтьев принял тайный постриг. Скончался он, как я уже сказал, 125 лет тому назад - 12 (24) ноября 1891 года и похоронен в Троице-Сергиевой лавре.

Биографии, Цитата дня

Previous post Next post
Up