Знаменитый пионерский лагерь «Артек» первоначально был основан, как санаторий для детей, страдающих туберкулёзом. Лагерь был открыт 16 июня 1925 года и состоял из четырёх больших брезентовых палаток. Лагерь был расположены между горой Аю-Даг и Гурзуфом. К 1930-м годам в «Артеке» появились капитальные строения, лагерь перешёл на круглогодичную работу. Ко второй половине 30-х годов «Артек» постепенно становится лагерем для пионеров, чем-то выделяющихся из общей пионерской массы. Так, в 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами. Однако настоящим расцветом «Артека» стали уже 60-е года XX века. Давайте кратко вспомним, как это происходило.
В конце 50-х годов, как тогда говорилась, «партия и правительство решили» преобразовать пионерлагерь «Артек» в настоящий пионерский город, состоящий из шести комплексов. Проектирование всех шести комплексов новых пионерских лагерей, которые должны были составить т.н. «Большой Артек», было поручено проектному институту №5 Министерства строительства РСФСР.
Первый из шести комплексов «Большого Артека» - Международный пионерский лагерь «Морской» открылся летом 1961 года. Комплекс возводился по проекту архитекторов А.Т.Полянского (руководитель), Д.С.Витухина, Н.Е.Гизовской и инженера Ю.В.Рацкевича. Проект создавался с учётом необходимости достигнуть максимально эффективной архитектурно-пространственной организации территории лагеря.
В планировке зданий и сооружений использовались передовые инженерно-технические решения, а сами здания были спроектированы со всеми необходимыми удобствами. Лагерь «Морской» занял территорию в 14 гектаров у самого подножья горы, на вытянутой вдоль берега узкой полосе, хорошо защищённой горами от северных ветров. Перепад рельефа достигал в этом месте 20 метров.
Большинство спальных комнат в корпусах были обращены одной стороной к морю, а другой - на галерею, выходящую в парк. Для защиты комнат от солнечного перегрева на окнах были предусмотрены алюминиевые жалюзи.
Легкие открытые лестницы архитектурно были вынесены наружу. Они соединили галереи и спальные комнаты, а также вели на плоскую кровлю, которая была превращена в солярий.
На самой набережной были сооружены четыре двухэтажных корпуса на 42 места и один корпус для гостей лагеря. Расстояние между ними - 50 метров - обеспечивало приток морского воздуха на территорию лагеря. Перпендикулярно этим корпусам в глубине расположены два параллельно стоящих корпуса на 125 мест каждый.
Довольно необычной для своего времени была столовая лагеря. Зал столовой был перекрыт грибовидными сборными конструкциями, окрашенным в красный и жёлтый цвет.
Перекрытия были спроектированы таким образом, чтобы оставить место для растущих в этом месте кипарисов и маслин.
Приём в лагерь осуществлялся следующим образом. Входя в сквозную лоджию приёмного корпуса, прибывшие в лагерь пионеры сдавали свои вещи, принимали душ и получали форму артековцев. С площадки приёмного корпуса хорошо обозревался весь лагерь с красивыми характерными корпусами.
Корпуса отличались по цвету - «Красный» (на предыдущем фото), «Оранжевый», «Изумрудный» и т.д. Таким образом каждый пионер быстро осваивался со своим местопребыванием.
Особое место в лагере занимала Площадь Дружбы, «раскрытая» к морю.
На этой площади располагалась традиционная для всех советских пионерлагерей Ленинская комната. В этой комнате, помимо наглядных стендов о жизни В.И.Ленина, проводились сборы пионерских дружин. На фасаде Ленинской комнаты располагалось мозаичное панно, посвящённое теме дружбы. Мозаика была выполнена на белом инкерманском камне из цветных камней, собранных на крымском побережье. Авторы панно - художники Д.Мерперт и Я.Скрипков.
На фото: мозаичное панно «Дружба» в наши дни.
Этим панно мозаика в лагере не ограничивалась. Мозаичные орнаменты из цветов были применены в оформлении большого декоративного бассейна на площади Дружбы.
При проектировании коммуникаций лагеря архитекторы постарались максимально избавиться от асфальта. Асфальт в лагере был лишь там, где без него вообще нельзя было обойтись. Но даже в таких местах в асфальт вкраплялись декоративные камни.
В строительстве и отделке зданий и сооружений пионерлагеря «Морской» были применены железобетон, асбестоцемент, алюминий, цветные пластики, перхлорвиниловые и силикатные лаки и красители. Учитывались и возможные сейсмические нагрузки. В качестве антисейсмического и антиоползневого мероприятий были применены столбчато-каркасные фундаменты, что позволило полностью сохранить рельеф участка, на котором сооружались корпуса.
Цветовое решение зданий лагеря, особенно синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства, а также унификация сборных материалов, использованных при строительстве, дали массу идей для советских архитекторов и строителей в 60-е и даже 70-е года.
После «Морского» в рамках проекта «Большой Артек» были созданы остальные комплексы: «Горный», «Прибрежный» (самый большой лагерь), «Лазурный» и «Кипарисный» (два последних представляли несколько модернизированные старые пионерлагеря). Шестой лагерь так никогда и не был построен.
Авторы проекта во главе с Анатолием Полянским в 1967 году были награждены Государственной премией СССР в области архитектуры. Кстати, последней работой Анатолия Полянского стал мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве.