Россия решила отказаться от намерения стать участником Римского статута Международного уголовного суда в Гааге (МУС). Это произошло в ответ на то, что судьи в Гааге назвали присоединение Крыма к России вооружённым конфликтом.
Распоряжение «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда» президент РФ Владимир Путин подписал в среду, 16 ноября. В документе говорится, что предложение исходит от Минюста и согласовано с другими ведомствами и Верховным судом РФ.
Россия подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является, но ранее сотрудничала с ним в качестве наблюдателя.
Накануне, 15 ноября в Международном уголовном суде в Гааге заявили, что действия России в 2014 году, закончившиеся аннексией Крыма, привели к ситуации, равнозначной вооружённому конфликту.
Окончательное решение - считать ли этот конфликт международным - суду ещё предстоит принять. Основной признак межгосударственного вооружённого конфликта суд видит в том, что Россия задействовала личный состав своих вооружённых сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины, говорится в отчёте.
Правда судьи в Гааге не хотят признавать, что в момент присоединения Крыма к России никакого правительства Украины, собственно, уже не существовало. Ибо законно избранный (и признанный во всём мире) президент Украины Виктор Янукович был свергнут в результате государственного переворота. Вместе со свержением законно избранного президента, украинские националисты одновременно ликвидировали и правительство Януковича. Таким образом, территория Украины в начале 2014 года представляла из себя территорию, на которой не было никакой власти, кроме власти вооружённых националистических группировок.
Вместе с тем, кровавые события, инспирированные украинскими националистами на западе Украины, в Киеве и в ряде центральных регионов, вызывали тревогу и чувство обеспокоенности в юго-восточных регионах Украины и в Крыму. Если же прибавить к этому, что русское населении Крыма (т.е. большинство населения полуострова) всегда считало, что Крым был передан Украине незаконно и должен находиться в составе России, нет ничего удивительного, что в обстановке полного безвластия и информации о погромах и убийствах лиц, несогласных с украинскими националистами, население Крыма решило воссоединиться с Россией.
Также нет ничего удивительного в том, что на территории Крыма находились части российских войск. Ведь ни для кого не секрет, что в Севастополе дислоцировался российских Черноморский флот. В обстановке полного безвластия и тотального хаоса части Черноморского флота были единственной силой, которая могла навести хоть какой-то порядок на территории полуострова. Этого требовали хотя бы соображения обеспечения безопасности собственно инфраструктуру Черноморского флота и членов семей военнослужащих.
Тем не менее, в Гааге - и вообще в европейских государственных структурах - продолжают представлять все эти события таким образом, словно Россия напала на мирное стабильное государство Украину и оккупировала часть территории этого государства. Что, разумеется, является сильным искажением реальности для любого беспристрастного наблюдателя.
И однако стоит признать, что российские власти, обрадованные избранием президентом США Дональда Трампа, снова просчитались. Официальный Кремль рассчитывал, что избрание Трампа повлечёт за собой международное признание присоединения Крыма к России. Однако произошло ровно наоборот - ситуация по этому вопросу снова обострилось. Что же случилось? Почему российские власти просчитались?
Дело в том, что в современной РФ, собственно, политики, как таковой, уже нет. Современная политическая система РФ уже ничем не отличается от времён патриархального права, скажем, XV или XVI веков, когда центральное лицо государства (великий князь, а позднее царь) был верховным сувереном и диктатором политики всех и вся. А личный и общественный успех жителей страны (Княжества Московского, а затем - царства) находился в прямой зависимости от того, насколько были близки отношения у того или иного лица лично с князем/царём или с кем-либо из его ближайших доверенных лиц.
Плоха или хороша эта система - вопрос отдельный. Но именно так функционирует современная Россия. Самое удивительное, что кремлёвские «аналитики» уверены в том, что и весь мир устроен точно таким же образом. Потратив колоссальные усилия на пропаганду утверждения о том, что якобы США являются верховными правителями современного мира, а президент США является самым главным человеком в мире, «кремлёвские сидельцы» и сами поверили в это. Тем более, что это утверждение является лишь расширением на весь мир политической системы современной РФ.
В рамках такого описания мира для нынешней официальной власти России вполне естественным было предполагать, что внешнеполитический успех государства находится в прямой зависимости от того, насколько благосклонен к данному государству (и его лидеру) президент США. Ментально такие представления находятся даже не в XV, а в каком-нибудь XIV веке, когда тот или иной русский князь ездил в Орду за ярлыком на княжение. И частный успех того или иного князя, его рост или, наоборот, падение находись в прямой зависимости от расположенности или, наоборот, враждебности к нему со стороны хана в Орде. Это может показаться нелепым, но именно так представляют себе мир кремлёвские «аналитики» (все эти директора разных «центров стратегических инициатив» и тому подобных организаций, снабжающих Старую площадь «проектами»).
Поскольку Дональд Трампа неоднократно высказывался довольно лестно в отношении Владимира Путина, кремлёвские «аналитики» - вполне естественно для своих представлений - считали, что с его избранием Россия получит международные преференции. Особенно после
«чудесного письма» Трампу и телефонных разговоров Путина с Трампом.
США безусловно являются одним из ключевых игроков мировой политики. Позиция США и его президента во многом влияют на развитие ситуации в мире. Однако современный мир функционирует совершенно не по тем правилам, по которым развивались отношения между Ордой и древнерусскими княжествами семь веков тому назад.
Даже если оставить за кадром то обстоятельство, что главной политической силой в самих США является вовсе не президент, а Конгресс (которому подотчётен президент), взаимоотношения США с другими геополитическими игроками вовсе не носят характера отношений между ордынским ханом и русскими князьями (которые тем или иным путём пытались получить ярлык на княжение).
После развала СССР и системы Варшавского договора, США долго и упорно участвовали в создании новой Европейской политической системы с целью иметь определённый контроль над этой системой. Однако контроль этот никогда не был и не может быть директивным. С точки зрения американской внешней политики континентальная Европа имеет два «главных государства» - Германию и Францию, которые и инициируют политическое и экономическое развитие. Для предотвращения чрезмерного усиления Германии американская внешняя политика была направлена на усиление европейской роли Польши и, таким образом, сегодня ядром континентальной Европы (с точки зрения США) является симбиоз Германии, Франции и Польши. Да к тому же существует ещё и Англия с её старыми политическими традициями и особым взглядом на ряд мировых процессов. Не следует забывать и Италию, мнение и интересы которой также вынужденно учитывают США.
Воздействие США на Европу, таким образом, заключается исключительно в лавировании между интересами Англии, Германии, Франции, Италии и - частично - Польши. Многочисленные межгосударственные совещания, встречи, конференции, официальные визиты, экономическое сотрудничество и т.д. и т.п. - вот реалии отношений США и Европы. Совершенно очевидно, что такая конструкция функционирует по своим законам. США могут «продавливать» свою точку зрения лишь по достаточно узкому кругу вопросов, и Европа до сих пор - особенно Германия и Франция - всегда готовы дать понять США, что не допустят навязывания американской точки зрения по вопросам, которые Европа считает своими внутренними вопросами. И хотя Европа далеко не всегда может отстоять свою позицию (как это было, например, в момент начала американских бомбардировок Сербии), тем не менее США всегда вынуждены учитывать точку зрения основных европейских государств по европейским вопросам.
Нечего и говорить, что в такой схеме не может быть и речи о том, что даже если новый президент США посчитает нужным признать законным присоединение Крыма к России, то Европа тут же согласится с этой точкой зрения. Напротив, как раз именно по этому вопросу Европа будет продавливать собственную точку зрения. И публичные высказывания 15 ноября в Международном уголовном суде в Гааге - лишнее тому свидетельство.
Но кремлёвские «аналитики» ничего этого не понимают и понимать не желают. Веря в собственное «ордынское описание мира», они вожделённо ожидали выборов нового президента США, исключительно с этим избранием связывая свои надежды на улучшение положения России в мире. В итоге дождались заявлений в Гааге и для сохранения лица Россия была вынуждена позорно бежать ещё из одной международной организации.
Теперь кремлёвским «аналитикам» остаётся уповать только на то, что США по каким-то причинам будут готовы ухудшить отношения с Европой из-за «Крымского вопроса». Как говорится, поживём - увидим. Но пока Европа чётко дала понять всем - в том числе и США - что никакого смягчения позиции по Крыму она не допустит.
Но если в Кремле и в высотке на Смоленской площади осталась хотя бы капля политического здравомыслия, то они не будут уповать на то, что «Хороший Тамп придёт и порядок наведёт», а постараются доказать в Гааге, что никакой вооружённой агрессии со стороны России в вопросе присоединения Крыма не было. Это сложно. Это требует недюжинной энергии и политического таланта. Однако это куда более перспективное действие, чем упование на доброго «вашингтонского хана».
Впрочем, учитывая, что РФ отказалась от намерения стать участником Римского статута Международного уголовного суда в Гааге, «кремлёвская аналитика» продолжает верить в хорошего Хана.
На фото вверху: Здание Международного уголовного суда в Гааге.