Архитектура революционной Кубы

Oct 21, 2016 17:48




Блогер Варламов недавно размести пост, посвящённый Кубе. Пост настолько смешной, что я не удержался и хотел ему ответить. Но к своему удивлению обнаружил, что забанен у него. Что очень странно, поскольку я если когда-то и оставлял у него свои комментарии, то разве пару раз и весьма вежливые (я вообще не люблю ругаться в комментариях). Но почему-то оказался забаненым. Ну ладно, в таком случае сделаю это в своём журнале.





Пост Варламова называется «Куба: 57 лет коммунистической оккупации». Я довольно скептически отношусь к коммунизму и коммунистам. Но когда кто-то пишет про коммунистов откровенную чушь, то становится как-то неприятно. Одним только названием Варламов показала, что не знает ни историю Кубы, ни историю Кубинской революции. А ведь если бы он попытался хотя бы немного уменьшить своё дремучее невежество в этом вопросе, то узнал бы, что хотя революция 1959 года и шла под левыми лозунгами, но ни Фидель Кастро, ни даже Че Гевара коммунистами на момент свержения диктатуры Батисты не были. Более того, Кастпо первоначально даже пытался найти поддержку в США. И только не найдя понимания в Вашингтоне, обратил свои взоры на Москву. А коммунистическая партии на Кубе появилась только в 1965 году - то есть спустя 6 лет после победы революции.




Далее. Пост Варламова обильно сдобрен рассказами про «ужасы тюрем при коммунистах». Однако почему-то Варламов не посчитал нужным рассказать про ужасы диктатуры Фульхенсио Батисты. Хотя может он ничего про кровавую диктатуру Батисты не знает? В интерпретации Варламова история Кубы была такой: До 1959 года кубинцы жили припеваючи, а добрые американцы строили кубинцам великолепные дома и дороги. Но вот пришли кровожадные коммунисты Кастро и Че Гевара, захватили власть на Кубе, начали устраивать террор, а вся построенная американцами прекрасная инфраструктура развалилась.

На фото: Фидель Кастро в Нью-Йорке отвечает на вопросы журналистов, сентябрь 1960 года.



И тут даже сложно пять - Варламов свою аудиторию считает полными болванама, которые историю не знаю даже минимально и им можно «заворачивать» любой бред?

На фото: Фидель Кастро в Нью-Йорке в отеле Хилтон



Ну и уж конечно полностью убивают такие варламовские фразы: «Всё самое красивое, что есть на Кубе, появилось до Фиделя», «Вся новая Гавана была построена американцами с 1930-го по 1959-й, когда Куба была по сути зависимой территорией США». Что Куба до 1959 года была по сути зависимой от США - это он не соврал. И то что до 1959 года на Кубе было построено немало интересных зданий - тоже правда. Правда это было ещё задолго до американцев - в испанский период. Построенные же американцами дорогие отели для скучающих миллионеров из Флорниды ничем особо примечательным в архитектурном плане не отличались.

Но вот по поводу того, что после 1959 года ничего красивого в архитектурной сфере на Кубе не появилось, можно поспорить. Если бы конечно Варламов был человеком, достойным спора. Но спорить с людьми вроде Варламова - это себя не уважать. Поэтому я просто расскажу о том, что происходило в архитектурной сфере на Кубе после 1959 года. И помощь в этом мне окажет книга «Архитектура революционной Кубы», вышедшая в 1965 году. Я обращаю внимание на это - в 1959 году произошла революция, свергшая тиранию Батисты. А книга вышла в 1965 году. То есть в ней отражено то, что произошло всего за первые пять лет после победы революции. Итак.

На фото: Гавана, торжественный митинг по случаю 5-летия революции, 2 января 1964 года.



Надо понимать, что такое количество народа насильно не пригонишь. Видимо Батиста и в самом деле насолил кубинцам, если те так радостно отмечают юбилей революции. Но я взялся про архитектуру рассказывать. Так что не буду отвлекаться.

По мнению Варламова всё самоё красивое на Кубе было построено до 1959 года. Отелей в самом деле было немало. Однако предназначались они не для кубинцев, а для богатых американских плейбоев. Гавана при Батисте была одним из центров секс-туризма. А простые кубинцы жили в основном так, как показано на этих фотографиях.




Однако большая часть красивых архитектурных форм - это не наследие «зависимости от США» (которая, по мнению Варламова, живительна и благодатна), а наследие старины глубокой, в частности, испанских времён.

Таким образом, свергнув диктатуру Батисты, Кастро оказался в ситуации, когда, с одной стороны, современные городами страны была Гавана и Сантьяго-де-Куба с множеством дорогих отелей и старинных зданий в колониальном стиле. А с другой - большая часть населения ютилась в хижинах, не имея ни больниц, ни поликлиник, ни школ. И одной из главных забот на первом этапе революции стала новая градостроительная политика.




В апреле 1959 года на Кубе был издан закон, установивший твёрдую цену на городскую землю. Тем самым был положен конец земельным спекуляциям. После введения этого закона, максимальная стоимость любого участка не превышала 4 песо за 1 кв.метр (данные 1965 года), тогда как до революции стоимость участков достигала 300-400 песо за 1 кв.метр.




Конечно новые революционные власти не имели у себя такого мегаэксперта по архитектуре, как блогер Варламов, и не знали, сколь прекрасной была Гавана до 1959 года. Поэтому почти сразу же были ликвидированы большое количество кварталов трущоб. А на их месте возведены десятки благоустроенных городских районов. А тысячи оставшихся домов получили водопровод, газ, электричество.




Кстати, интересно, что национализация в кубинском стиле сильно отличалась от национализации в России после 1917 года. Так, для решения самых неотложных задач по обеспечению населения жильём на первых порах, государство сразу же после революции национализировало все доходные дома. Однако национализация происходила не путём реквизиции, а путём выкупа домов у собственников. Правда не моментальной. Был придуман интересный подход. Более полумиллиона бывших наёмных квартир были переданы в собственность горожан с выкупом их у государства в течение 5-20 лет. Часть этих денег государство выплачивало бывшим собственникам. Не очень-то похоже на коммунистический террор.




Большим контрастом до 1959 года был облик Гаваны и других населённых пунктов. Революционное правительство Кастро большое внимание уделяло тому, чтобы сравнять уровень городского благоустройства провинции со столицей.




Любопытны проблемы, с которыми сталкивались строители Кубы. Для нашей страны одной из главных проблем является отопление в холодное время года. А вот у Кубы ровно обратная проблема - перегрев от обилия солнца. Поэтому новые кубинские дома проектировались с учётом этого аспекта.




Первым условием решения проблемы было сквозное проветривание, что достигалось как планировкой самого дома, так и специальным расположением домов на участках в соответствии с розой ветров. Корпуса ставились таким образом, чтобы проветривание осуществлялось как всего района в целом, так и каждого дома в отдельности.




Планы домов старались составлять таким образом, чтобы избежать ориентации спальных комнат на запад. И это было связано вовсе не с ненавистью к Дядюшке Сэму. Всё дело в том, что на Кубе вечернее солнца доставляет огромное количество тепла своими лучами, а влажная горячая кубинская ночь прохлады не приносит.




Кроме того, при строительстве домов на Кубе остекление применялось крайне умеренно. Большинство окон закрывалось не стеклом, а специальными деревянными поворачивающимися жалюзи. Возможно для кого-то большое количество неостеклённых окон в кубинских домах - лишний повод поворчать об ужасах правления Кастро, который не смог обеспечить кубинцев даже стеклопакетами. Однако, это сделано не из экономии, а исключительно для решения всё той же проблемы - максимальной вентиляции домов.




Интересна также специфика новых кубинских квартир. Во-первых, в них нет привычных для нас прихожих - этот элемент нужен лишь для создания дополнительного воздушного утеплителя в холодном климате. На Кубе же двери ведут прямо в гостиную.




Многочисленность кубинских семей потребовало строительства домов, квартиры которых имели две-три спальни. Кроме того, возле кухни устраивалась специальная закрытая хозяйственная лоджия, служащая для стирки и сушки белья. Помимо этой лоджии присутствовал и открытый балкон или лоджия. Сантехника в домах состояла как из стандартных для СССР ванной или душа, раковины и унитаза, так и совершенно непривычного для СССР биде.




Огромное внимание было уделено озеленению городов. После 1959 года на острове были высажены миллионы деревьев, в том числе 35 млн эвкалиптов. Тем самым было достигнуто т.н. свободное озеленение пространства между домами, что придало городам весьма интересный вид.




Однако первое место было уделено строительству общественных зданий. Несмотря на то, что некоторые люди считают период экономической зависимости от США эрой благоденствия Кубы, реальность была сильно иной. До 1959 года Кубы испытывала огромный дефицит школ и медицинских учреждений для простого населения.




Сразу после 1959 года было построено множество школ, больниц и поликлиник. Ряд больниц был достроен, поскольку до 1959 года их строительство было заморожено в силу отсутствия денег (из-за хищений, роста цен и т.п.). К 1965 году Куба расходовала на здравоохранение в 4 раза больше средств, чем до революции.




За короткий срок количество больничных коек было удвоено и достигло 40 тыс., из них 75% - в городских больницах. Для сравнения: в 1958 году на Кубе было 87 больниц, а к 1962 году их число достигло 144, причём все больницы были снабжены новым оборудованием.




К тому же была создана единая система медицинского обслуживания городского и сельского населения. Чтобы понять уровень эффективности этой системы достаточно упомянуть такой факт. Когда понадобилось сделать прививки от полиомиелита более чем 2 миллионам кубинских детей, это заняло всего 10 дней.




Также после 1959 года развернулось строительство зданий, которых до революции на Кубе вообще не было - детских садов. Программа их строительства рассчитана (1965 год) на пропорцию один детский сад примерно на 1000 жителей.




Кроме того было начато широкое строительство клубных и спортивных учреждений для проведения досуга.




Причём строительство новых районов победившая революция начала буквально сразу же. Уже в марте 1959 года - то есть всего через два месяца после свержения режима Батисты - началось проектирование и строительство первого нового жилого района. Им стал микрорайон Гавана-дель-Эсте. При Батисте в этом месте планировалось построить район элитного жилья для миллионеров. Но революция решила иначе и начала строительство района для простых людей.




Уже в начале 1962 года первый микрорайон Гавана-дель-Эсте был построен, заселён и имел все здания культурно-бытового назначения.




Гавана-дель-Эсте был построен вдоль берега океана. Общая площадь этого микрорайона вместе с площадью окружающих его периферийных дорог составила 280 тыс. квадратных метров. Площадь самой застройки - 38 тыс.кв.м, площадь озеленения - 159 тыс.кв.м. Общая площадь всех зданий (по всем этажам) - 167 тыс.к.м, из них 143 тыс.кв.м - площадь жилых зданий.




Это был первый в истории американского континента микрорайон комфортного жилья для простых трудящихся. Он был рассчитан на 8 тыс. жителей, которые вселились в 1306 благоустроенных квартир. Средняя жилая площадь квартир была 72 кв.м. А средняя общая площадь - 87 кв.м. Вот это был стандарт комфортного жилья. Причём сюда были переселены в первую очередь малообеспеченные многодетные семьи.




В микрорайоне Гавана-дель-Эсте было построено семь детских садов, одна школа первой ступени и одна школа второй ступени. Все детские учреждения имели обширное озеленение.




Представьте только! Произошла революция. Ненавидимый всеми кубинцами (кроме небольшой кучки тех, кто делал бизнес на туризме богатых американцев) Батиста бежал. И вот, проходит всего три года, и в Гаване появляется огромный современный микрорайон для простых людей. Ну и как должны были кубинцы на это реагировать? Печалиться о сбежавшем Батисте? Такое может придти в голову разве что блогеру Варламову. Конечно же кубинцы поддерживали режим Кастро, поскольку увидели, что это их политический режим.




А первый микрорайон Гавана-дель-Эсте был только началом. Другой интересный жилой массив сразу после революции был построен в Сантьяго-де-Куба - втором по величине городе страны. Это был тем более символично, что именно здесь 26 июля 1953 года была произведена первая попытка революции - штурм казарм Монкада. И именно здесь арестованный Фидель Кастро на суде в своей знаменитой речи сформулировал задачи революции и объявил войну режиму Батисты.




Одним из самых ужасных районов Сантьяго-де-Куба периода власти Батисты были трущобы Мансана-де-Гомес, расположенные возле порта. Лачуги этих трущоб были построены из кусков тары и разных обломков, найденных на свалках. Улицы представляли из себя фактически сточные канавы, по которым текли разные нечистоты. Нищета, скученность и антисанитария были ужасные. Это, напомню, был «самый лучший период Кубы», период «зависимости от США». По крайней мере именно так считает блогер Варламов. Сами же кубинцы считали иначе.




Новый режим снёс всю эту «красоту» трущоб Мансана-де-Гомес и развернул на этом месте строительство нового жилого района, названного Нуэва-Виста-Алегре - Новый весёлый вид.




Первая улица района была построена из индивидуальных одноэтажных домов коттеджного типа. Всего было построено 600 домов разных типов. Район был оборудован всеми видами инженерного благоустройства. Многие жители района, получив новые дома, начертали на входом: «Фидель - это твой дом». Их заставили это сделать под дулами автоматов? Не думаю. Я думаю, что человек, который полжизни провёл в домике, сделанном из ящиков, а потом получил отличный коттедж - будет считать власть, которая ему это обеспечила, своей. И будет готов защищать такую власть.




Можно много рассказывать, но лучше посмотреть на фотографии того, что сделала кубинская революция для простых людей за первые пять лет своего существования.




Конечно Куба очень сильно зависела от экспорта своей сельскохозяйственной продукции. Пока существовал СССР, он был существенной частью рынка для кубинской продукции и одновременно важным поставщиком продукции тяжёлой промышленности. После того, как СССР исчез, Куба осталась фактически одна на один с США. Почти в полной экономической изоляции (экономические отношения с Россией в 90-х были мизерными). Разумеется в такой ситуации очень многие проекты развития были свёрнуты, а средств на поддержание всей ранее созданной инфраструктуры почти не оставалось. Собственно, в этом и заключаются смысл санкций по экономическому удушению страны.




В итоге многие некогда прекрасные здания стали ветшать. Но надо обладать уж очень злым глазом, чтобы в современной Кубе видеть только следы экономических неурядиц последних двух десятилетий, и старательно не замечать всего того, что сделала кубинская революция для простых людей.




















































(все фото кликабельны)

Куба, Архитектура, Революция, История

Previous post Next post
Up