Тайна сокровища тамплиеров

Oct 13, 2016 15:20



13 октября 1307 года на рассвете все сенешали одновременно вскрыли конверты с секретным посланием короля. В приказе содержался приказ немедленно начать аресты всех тамплиеров, где бы они ни находились. В этот день в главной резиденции ордена, парижской крепости Тампль был арестован последний магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. Вместе с ним в этот день были арестованы почти все тамплиеры Франции.

Возможно это была первая столь масштабная и столь блестяще проведённая полицейская операция. Для того, чтобы никто из тамплиеров не смог уйти, французский король Филипп Красивый загодя разослал предписания своим сенешалям по всей стране. Предписания надлежало вскрыть одновременно на рассвете 13 октября 1307 года (этот день выпал на пятницу). В письмах содержался приказ об аресте всех тамплиеров на подведомственной территории.

Жак де Моле пробыл в тюрьме почти семь лет и был сожжён в Париже 18 марта 1314 года вместе с двумя своими товарищами. Перед смертью, якобы, он выкрикнул проклятие французской короне. Однако не это т.н. «проклятие Жака де Моле» стало предметом многочисленных спекуляций и фантазий, которые уже более семи веков будоражат умы исследователей.


Одной из самых жгучих тайн средневековой Европы является тайна о золоте тамплиеров. Когда 13 октября 1307 года королевские чиновники вошли в парижский Тампль - мощную крепость, парижскую штаб-квартиру ордена тамплиеров, то оказалось, что никаких сокровищ там не было. Можно себе представить разочарование французского короля Филиппа Красивого, который был не прочь разрешить финансовые проблемы королевства за счёт ордена храмовников.

Согласно Вильгельму Тирскому, орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» - именно так официально именовался орден тамплиеров - был основа в 1118 году. Некий рыцарь Гуго де Пайен, вассал графа Шампанского, а также восемь его товарищей, решили защищать паломников, отправляющихся в Святую землю. Цель без сомнения благородная, учитывая все опасности, которым подвергались благочестивые путники, однако явно рассчитанная не на силы девяти человек.

Как бы то ни было, но товарищи предстали перед королём Иерусалима Балдуином I (братом Готфрида Бульонского, который овладел святым городом за девятнадцать лет до описываемых событий). Эти девять человек предложили свои услуги по защите паломников, по надзору за дорогами, ведущими к святым местам, а также общей охране Гроба Господня. Учитывая, что Иерусалимское королевство занимало примерно ту территорию, которую занимает современное государство Израиль, а это последнее имеет площадь более 20 тыс.км2, можно представить, какой объём работы собирались взвалить на свои могучие плечи девять бесстрашных рыцарей. Балдуина I сложно назвать очень уж образцовым христианином (к примеру, из корыстных целей он повторно женился на богатой невесте, не разведясь с первой женой), но богоугодную деятельность новой братии он санкционировал.

Первые девять лет существования ордена в него не было принято ни одного нового члена. То есть, строго говоря, девять человек предположительно надзирали за всеми дорогами королевства, да ещё охраняли паломников. Даже если бы они поодиночке разбрелись по девяти разным направлениям, и то вряд ли потянули такую работу. Но и этого они сделать не могли, поскольку, как рассказывает Вильгельм Тирский, были столь бедны, что имели по одной лошади на двоих. Даже на официальной печати ордена изображены два всадника, сидящих на одной лошади. Но думается, что два рыцаря на одном коне - это скорее поэтический образ, подчёркивающий как девиз тамплиеров - «Бедность и милосердие», так и, возможно, необыкновенно тесные дружеские узы между членами ордена, которые им в 1307 году будут вменены в вину.

Балдуин II пеередаёт часть своего дворца в Иерусалиме Гуго де Пейну и Годфри де Сент-Омеру.


Сколько бы не было коней у первых членов ордена, стояли эти животные в по истине царских конюшнях. В 1118 году Балдуин I умер, а новый король - Балдуин II, выделил братии целое крыло своего дворца, расположенного на фундаменте древнего Храма Соломона, как раз на месте его конюшен (в юго-восточном крыле), в которых, как говорят, могло помещаться до двух тысяч лошадей. Собственно именно этому обстоятельству обязан Орден названием, которое вошло в историю - Орден Храма. Храм по-французски - temple, отсюда - тамплиеры. Всё очень просто. Однако сам Орден был далеко не так прост.

В 1139 году Папа Иннокентий II своей буллой даровал тамплиерам значительные привилегии: орден с этого момента находился под исключительной опекой его святейшества и мог быть распущен только Папой. Таким образом Орден тамплиеров был выведен из под юрисдикции любой светской власти монархов Европы и Святой земли, превратившись в личный орден папства, став первой, так сказать, интернациональной организацией Европы, если угодно - прообразом единой Европы.

В орден буквально хлынули рыцари со всех концов Европы. Увеличилось и богатство - устав требовал, чтобы претендующий на членство рыцарь отдал ордену всё, чем владел. А поскольку основным богатством рыцарей той поры были вовсе не сундуки, набитые золотом, а земли, Орден тамплиеров очень быстро и очень естественно стал владельцем внушительных территорий во Франции, Англии, Фландрии, Испании, Италии, Германии, Венгрии и в Святой земле. При этом ни один из рыцарей лично не был богат, поскольку исполнял обет бедности, но орден в целом стал одной из богатейших организаций Христианского мира. О том, чтобы разъезжать по пыльным дорогам вдвоём на одной лошади уже не было и слова. В 1130 году Гуго де Пайен возвратился в Палестину в сопровождении трёх сотен новых братьев, при том что часть новообращённых тамплиеров осталась в Европе - охранять разбросанные всюду земли Ордена.

В 1146 году, во время правления Папы Евгения III, на белом плаще тамплиеров появился знаменитый красный крест с характерными «лапчатами» концами. С новым крестом тамплиеры приняли участие во Втором крестовом походе, возглавляемом французским королём Людовиком VII. В ходе похода тамплиеры показали себя до безрассудности отважными воинами, которые никогда не отступают, при этом удивительно дисциплинированными. В довольно безалаберных армиях крестоносцев не было рыцарей, равных тамплиерам по морально-волевым и боевым качествам. После этого похода крест из алой материи, расположенный над сердцем, Папа утвердил в качестве герба.

Спустя век после основания, орден Храма превратился в могущественную организацию международного масштаба. Храмовники были пружиной огромного числа дипломатических акций, контактировали со всеми монархами Европы, при этом не забывая про Святую землю. Как пример могущества ордена можно упомянуть, что например в Англии великий магистр регулярно избирался в парламент (разумеется речь идёт о парламенте в том зачаточном виде, в каком он существовал в ту пору).

Такой король, как Филипп IV, не мог мириться с тем, что в его королевстве существует крупная, мощная, богатая, а главное - совершенно ему неподвластная организация. В итоге, как я уже сказал, рано утром в пятницу 13 октября 1307 года по всей Франции начались аресты тамплиеров. Почти все рыцари, включая великого магистра Жака де Моле, были арестованы.

Никто так никогда и не узнал, куда делась казна ордена. Предполагается, что несмотря на всю тщательность подготовки, операция по уничтожению ордена не могла быть абсолютно секретной. Поневоле в неё были вовлечены немалое количество людей. Говорят, что накануне 13 октября, тамплиеры вывезли всё своё золото из Парижа и на телегах доставили в один из портов, предположительно - в Ла-Рошель. Как только по всей Франции начались аресты, флот тамплиеров в составе четырнадцати галер покинул порт и взял курс на север, предположительно в Шотландию. Более никто ничего о золоте тамплиеров не слышал.

Но откуда вообще взялась уверенность в том, что тамплиеры должны были обладать огромными сокровищами?

Согласно орденскому уставу, каждый рыцарь, вступающий в братство членов ордена, должен был принять обет бедности и передать все свои владения и богатства ордену. Тем самым была заложена основа финансового могущества ордена тамплиеров.

Орден рос и к концу XIII века обладал разветвлённой сетью опорных пунктов - командорств, численность которых по всей Европе и Ближнему Востоку достигла пяти тысяч. Таким образом, любой тамплиер мог почти в любой точке цивилизованного мира чувствовать себя, как дома, ибо всюду он мог найти неподалёку то или иное командорство, в котором получал всё нужное для себя.

Окна церкви Тамплиеров в Марсенье.


Сложно сказать, когда у тамплиеров впервые родилась мысль, что эту сеть можно использовать для упрочнения финансового положения ордена, обслуживая и лиц, членами ордена не являющихся. Возможно нечто подобное закладывалось в проект уже изначально, ведь орден тамплиеров официально создавался для помощи пилигримам в их нелёгком пути в Святую землю. А путешествие по дорогам в ту пору представляло в первую очередь опасность для кошелька путника.

Тамплиеры предложили паломникам следующую услугу: чтобы не подвергать превратностям судьбы свою наличность, паломник мог внести в одно из ближайших к своему дому командорств некоторую сумму денег, которая ему нужна в путешествии. Получив расписку о взносе и заплатив небольшую мзду (процент), паломник отправлялся в Святую землю налегке. А уже по месту прибытия мог зайти в другое, местное командорство и, предъявив расписку, получить на руки всю сумму, которую внёс дома (или её часть). Выигрывали все - и паломники, которые уже не боялись за сохранность кошелька, и тамплиеры, которые получали доход с этого предприятия.

По ходу дела выяснилось, что далеко не одни паломники в Святую землю готовы были воспользоваться этим сервисом. Купцы, перемещающиеся по дорогам кишащей разбойниками Европы, также с удовольствием были готовы таким образом защищать свой капитал, оплачивая тамплиерам за хлопоты. Это было очень удобно и безопасно: положив в одной крепости тамплиеров свои капиталы, получив квитанцию с печатью ордена, предъявить эту квитанцию в другой крепости и получить всю свою сумму. Фактически тамплиеры изобрели финансовые чеки и прообраз банковской системы. Физическое же перемещение сокровищ между своими командорствами тамплиеры осуществляли сами, поскольку могли обеспечить самую надёжную защиту того времени.

Монархи, принцы, честные лица, торговцы, ювелиры стали клиентами - что произошло вполне естественно - и должниками тамплиеров. Поскольку очень скоро от вексельных операций тамплиеры перешли к ссудным, то есть кредитным. Обладая огромным богатством, орден имел возможность ссужать всех, кто нуждался в ссуде и готов бы платить ссудный процент. Причём этот процент был значительно ниже, чем у ростовщиков. Первая ссуда была зарегистрирована уже в 1135 году, то есть всего через 17 лет после учреждения ордена. Что интересно, на тот момент ростовщичество считалось Церковью преступлением и «презренные операции» разрешалось проводить только ломбардцам и евреям, которых за это постоянно преследовали и третировали. Но с мощным военным орденом сложно было соревноваться на этом поле.

Стоит отметить, что единственной организацией, которая имела право заниматься ростовщичеством (кроме евреев), была сама католическая церковь - монастыри нередко давали деньги в рост. И, фактически, тамплиеры разрушили монополию католиков на ростовщические операции. Как сказал один исследователь, «ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма», чем орден тамплиеров. Самое любопытное, что папа Климент V на Вьеннском соборе 1311 года, т.е. через четыре года после разгрома ордена тамплиеров, пригрозил тем правителям, которые разрешают ростовщичество, отлучением от церкви.

Не следует также забывать и огромные земельные владения ордена, ибо именно землёй в первую очередь владели рыцари и именно её вносили вновь вступающие в общий пай ордена. К 1307 году - году уничтожения - орден тамплиеров владел более чем миллионом гектар земель.

Всё это вместе взятое, плюс учитывая, что орден сам и обеспечивал безопасность своих богатств, сделало орден самой могущественной в экономическом плане организаций Европы XIII века. Финансовое могущество ордена было таковым, что французский король Филипп II Август назначил казначея Ордена королевским министром финансов.

Свои финансовые возможности орден использовал в первую очередь для военных целей. Храмовники были отличными строителями и возводили великолепные замки. Кроме этого орден обеспечивал строительство храмов - некоторые исследователи считают, что именно благодаря тамплиерам возникла готическая архитектура (что, конечно, спорно). Расширением и улучшением дорожной сети средневековая Европа тоже во многом должна быть благодарна тамплиерам.

Парижский Тампль (разрушен в начале XIX века по приказу Наполеона).


И всё же: почему последующие летописцы как о само собой разумеющемся пересказывали рассказы об огромном сокровище тамплиеров, которое якобы хранилось в парижском Тампле, но исчезнувшее 13 октября 1307 года? В самом деле, когда король Филипп Красивый в сопровождении своих офицеров в этот день проник в парижский Тампль, то не нашёл там ни сокровищ, ни каких-либо документов. Казначеем ордена тогда был Гуго де Перо, а наставником - Жерар де Вилье. В одном из показаний на допросах тамплиеров указывается, что Жерар де Вилье и Гуго де Перо, узнав каким-то образом о предстоящих арестах, сбежали из Тампля в сопровождении пятидесяти рыцарей, затем вышли в море на галерах, принадлежащих ордену. В принципе только на этих показаниях и держится легенда о пропавшем сокровище тамплиеров.

Но если подойти к делу беспристрастно, то придётся признать, что в парижском Тампле не могло быть каких-то колоссальных сокровищ. Даже сам факт пропажи казны говорит о том, что она была сравнительно незначительной. Ведь если король решил 13 октября расправиться с орденом и разработал такой тщательный план, то вряд ли он и его чиновники не позаботились о том, чтобы накануне все ворота городских ворот Парижа были самым надёжным образом взяты под охрану. Сложно тайно вывезти поклажу - занявшую якобы более десятка галер - через охраняемые городские ворота. К тому же сколь бы не был Париж, как город, важнейшим пунктом Европы того времени, а парижский Тампль внушительной крепостью, но вовсе не в Париже была штаб-квартира тамплиеров.

После потери в 1291 году крепости Акр, последнего опорного пункта в Палестине, тамплиеры перебрались на Кипр. Именно Кипр был их основной базой и оттуда Жак де Моле планировал начать новый крестовый поход по освобождению Святой земли от мамлюков. Естественно было бы предположить, что и основная казна хранилась на Кипре, а не в Париже. И хотя гнев Папы Климента V мог настичь тамплиеров на Кипре точно также, как и в Париже (и настиг), но вывести все документы и сокровища с Кипра было куда проще, чем из полностью контролируемого королевскими войсками Парижа.

Не стоит также забывать и того, что собственно гигантское сокровище тамплиеров заключалось вовсе не в звонкой монете. Денежное хозяйство Европы начала XIII века вообще было малоденежным. Основной разменной монетой был серебряный денье. Преобладал натуральный обмен. Основная же ценность заключалась в землях - вот этого у ордена в самом деле было очень много. Но земля не деньги. Её не погрузишь на галеры.

Что же касается сокровищ в виде золотых украшений, разного рода кубков и т.п., которые без сомнения были награблены в Палестине или получены в виде ссудного процента, то не стоит забывать об огромном количестве недвижимости тамплиеров, гарнизонах этих крепостей, о флоте тамплиеров, о строительствах многочисленных церквей и т.д. и т.п.. Всё это требовало больших расходов и та наличность (будь она в денежной форме или в виде предметов роскоши) в большом количестве шла на поддержание всего тамплиерского хозяйства в исправном состоянии. В общем здравая логика говорит о том, что в парижском Тампле ни при каких обстоятельствах не могло быть сосредоточено очень уж большое количество золота. Поэтому даже если парижскую казну и вывезли, то явно она была достаточно компактной.

Но мифы живучи. И одним из самых живучих оказался миф о вывезенных накануне 13 октября 1307 года из Парижа «сокровищах тамплиеров». И возникло множество людей, гадающих о конечном пункте, куда попало это золото. Некоторые особенно впечатлительные исследователи готовы находить «пропавшее сокровище тамплиеров» даже в Москове Ивана Калиты. Таких «исследователей» даже не смущает, что Иван Калита стал князем Московским только в 1325 году, то есть 18 лет спустя после пропажи парижской казны. Но рассказы о пропавшем золоте всегда манили обывателей, поэтому нет ничего странного, что этот миф так устойчив.

Но думается, что главным пропавшим сокровищем тамплиеров было вовсе не золото. Их знание - вот что было главным их сокровищем. Что нашли они в развалинах Храма Соломона? Главное сокровище тамплиеров не было тайно вывезено из Парижа ночью. Оно осталось в Париже вместе с Жаком де Моле, ибо хранилось в его голове. И он унёс это сокровище с собой 18 марта 1314 года.

А может быть не унёс, а передал наследнику?

Интересное, История

Previous post Next post
Up