Отменят ли исландские пираты государство?

Sep 21, 2016 13:22



Согласно всем социологическим опросам, перед парламентскими выборами в Исландии, назначенными на конец октября этого года, лидирует Пиратская партия со своей почти анархо-коммунистической программой. Она предполагает внесение изменений в конституцию государства, которые приведут к тому, что страна будет управляться методами прямой демократии.

Большую часть как общенациональных, так и местных вопросов «пираты» предлагают выносить на референдумы соответствующего уровня. Причём рядовые граждане получат право сами предлагать законопроекты. Те законопроекты, которые будут набирать достаточно большую общественную поддержку, будут ставиться на всенародное голосование.

«Пираты» выступают за настоящую свободу слова, т.е. возможность распространять информацию без каких-либо ограничений, за ликвидацию института авторских прав в интернете, декриминализацию наркотиков и порнографии, а также за увеличение налогов на богатых. Рыболовство, считающееся в Исландии национальным достоянием, предполагается отдать под контроль всего народа.


Пиратская партия возникла в Исландии всего четыре года назад. На предшествующих парламентских выборах 2013 года она с трудом преодолела необходимый для попадания в Альтинг (исландский парламент) пятипроцентный барьер. Но фракцию численностью три человека (из 63 мест в парламенте) «пираты» всё-таки получили.

Впрочем, Пиратская партия появилась в Исландии не на пустом месте. Левые (социалистические, коммунистические) традиции здесь имеют достаточно глубокие корни. Например, социал-демократическая партия Исландии возникла в 1916 году. В 1930 от неё откололась её левая часть, образовавшая Коммунистическую партию. Последняя позже объединилась с другими левыми силами в Социал-демократический альянс. Сегодня в стране с численностью населения всего около 330 тысяч человек действует насколько организаций социалистического толка.

В «хорошие времена» Исландия была страной, полностью интегрированной в мировую капиталистическую систему, инвестировавшей в зарубежные экономики и наделавшей огромные долги. А потом Исландия стала первой европейской страной, «подорвавшейся на мине» глобального финансового кризиса. В 2008 году её граждане вышли на улицы, требуя провести досрочные выборы и референдум.



Протесты и беспорядки заставили правительство уйти в отставку. Выборы были передвинуты на апрель 2009 года. В результате к власти пришла левая коалиция, которая осудила неолиберальную экономическую систему, но сразу же уступила требованиям «мирового сообщества» погасить задолженность суммарно в три с половиной миллиарда евро. Т.е. каждый житель Исландии был обязан ежемесячно платить по 100 евро в течение 15 лет, дабы погасить долги частных лиц по отношению к другим частным лицам.

То, что случилось потом, было экстраординарным - глава государства Олафур Рагнар Гримссон отказался ратифицировать закон, который сделал бы всех граждан Исландии ответственными за долги исландского частного капитала и согласился созвать референдум.

Пятый президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон


Разумеется, «международное сообщество» только увеличило давление на Исландию. Великобритания и Голландия пугали суровыми репрессиями, которые приведут к изоляции страны. Когда исландцы собрались голосовать, МВФ угрожал лишить страну своей «помощи». Британское правительство грозилось заморозить сбережения и текущие счета исландцев. Как утверждает Гриммсон: «Нам говорили, что если мы не примем условия международного сообщества, то станем северной Кубой. Но если бы мы согласились, то стали бы северным Гаити».

В мартовском референдуме 2010 года 93% исландцев проголосовали против выплаты долгов. МВФ немедленно заморозил кредитование. Но революцию (которую полностью игнорировали и западные, и российские СМИ) это не остановило. При поддержке разгневанных граждан правительство инициировало гражданские и уголовные расследования в отношении лиц, ответственных за финансовый кризис. Интерпол выдал международный ордер на арест бывшего президента банка «Kaupthing» Эйнарссона, а другие банкиры, также причастные к краху, бежали из страны.

Враг исландского народа Сигурдур Эйнарссон


Исландцы решили принять новую конституцию, которая освободила бы страну от власти международных виртуальных денег. Этот документ стал делом рук не профессиональных юристов и политиков, а был создан в Интернете. Учредительные заседания проводились онлайн, и граждане могли писать комментарии и вносить предложения, своими глазами наблюдая, как их конституция постепенно обретает форму. Конституция, которая в конечном итоге родилась в рамках такого народного участия, будет представлена в парламент на утверждение после предстоящих в октябре выборов.

В Западной Европе эти события расценили как настоящую революцию. Их рассматривали с большой симпатией и пытались воспроизвести. Однако действительно ли в Исландии произошла радикальная перемена?

Хотя анархисты приняли активное участие в протестах, они не приобрели большого влияния и не смогли радикализировать конфликт. В конце концов, власть уступила и умыла руки. То, что произошло в Исландии, было не более, чем глубокой реформой, сохранившей прежние структуры - либеральную экономику при вмешательстве «демократического государства», известного у нас в России как «правовое» или «социальное». Почти полностью сохранились банковская система, коммерческие компании, классический парламентаризм и - естественно - деньги.

Некоторые наблюдатели поспешили заявить, что если «пираты» придут к власти, то государство в Исландии будет отменено. Для сторонников «неказарменного коммунизма», это, несомненно, волнующая перспектива. Действительно, выдающиеся теоретики анархизма - Бакунин и Кропоткин были уверены, что человечество уже давно созрело для того, чтобы «отменить» государство.

Исход эксперимента интересен. Неужели после бурной и трагической истории XX века государство, пусть и не во всем мире, а опять «в отдельно взятой стране», вот-вот, как говорил Энгельс: «отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором»?

Однако при ближайшем рассмотрении всё несколько сложнее.

Для начала пара чисто технических моментов. Во-первых, исландским «пиратам» ещё надо победить на выборах. Во-вторых, можно с большой вероятностью гарантировать, что их победа будет не абсолютной, а относительной. Большинство они наберут вряд ли. Это обяжет их искать политических союзников. Однако с кем бы они правящую коалицию ни создали (а выбор у них будет - в маленькой Исландии в выборах участвует сразу 15 партий), пока никто даже из левых в этой стране не готов полностью поддержать столь радикальную программу. Так что, по всей вероятности, «пиратам» придётся поумерить свои реформаторские планы на ближайшее безгосударственное будущее.

Но дело не только в этом. Если молодые исландские леваки всё-таки придут к власти, им в какой-то момент придётся ощутить на себе реальность того теоретического положения, согласно которому государство - это не такая штука, которая создаётся и поддерживается лишь зловредными кознями отдельных властолюбцев. На собственном опыте они смогут убедиться, что это институт, который возникает из недр общества и, в силу некоторых объективно-субъективных причин, самовоспроизводится.

Характерно, что кроме национализации рыбной отрасли, которая, безусловно, является очень важной для исландской экономики, «пираты» почти не предлагают других серьёзных социально-экономических шагов. Проект прогрессивного налога на доходы несомненно повысит социальную справедливость и, возможно, принесёт казне дополнительные поступления, однако сама идея говорит о том, что, во-первых, деньги никто в этой стране пока отменять не собирается, а, во-вторых, что для сбора налогов необходим соответствующий государственный аппарат.

Больше того, из истории мы знаем, что как раз появление налогов, как правило, и является свидетельством появления государства. Одно без другого невозможно: есть налоги - есть государство. А стало быть, тот самый аппарат принуждения, который и заставляет подданных раскошеливаться. И если поданные с этим не согласны, то «особые отряды вооружённых людей» (формулировка того же Энгельса), то есть полиция, армия, судебные приставы и так далее, силой заставят их это сделать.



Впрочем, Исландия с её древнейшим в мире парламентом и традициями народовластия (считается, что первые викинги, прибывшие на остров, сразу собрались на тинг - народное собрание - в 930 году), не имеет армии, этого главного инструмента аппарата насилия, что делает её в своем роде уникальным и самым миролюбивым государством в мире.

Ну и не стоит забывать, что при численности населения Исландии в 320 тыс. человек эта страна по своей общественно-социальной сути является чем-то сродни средних размеров европейскому городку. В таких условиях устраивать эксперименты по ликвидации государственности можно. В крайнем случае, пресловутая «мировая общественность» не даст умереть голодной смертью, если опыт окажется не удачным.

Скорее всего, максимум, что смогут предпринять исландские «пираты», придя к власти, будет не отмена государства, а его «минимизация». Впрочем, насколько радикальное - тоже вопрос. Так, одна из трёх нынешних депутатов Альтинга от Пиратской партии Ауста Хельгадоттир признала, что реальная власть на острове сосредоточена в руках министерств и их аппарата, и «что это совсем не здорово».

Ауста Хельгадоттир


Но как бы то ни было, возможная победа «пиратов» на предстоящих выборах в Исландии и попытка воплотить в жизнь хотя бы часть их программы, может стать интересным и заслуживающим внимание экспериментом. Во всяком случае - подчеркнёт их подлинность и отличие от некоторых российских эпигонов, вся деятельность которых, похоже, заключается только в том, чтобы раз в год ездить на общепиратские съезды и последующие раздачи интервью.



В мире, Политика, Актуальный комментарий

Previous post Next post
Up