Немного о моей деревне, основанной во времена Ивана Грозного

Oct 17, 2016 11:25

Раз уж про Ивана Грозного в последнее время шумит весь эфир, внесу и свою лепту.

История основания и развития села Усть-Цильма

Существование Усть-Цильмы как селения не восходит дальше времен Ивана Грозного. Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем выходца Великого Новгорода - Ивашки Дмитриева Ластки, которому царь Иван Грозный пожаловал царскую грамоту на пользование землями по реке Печора - огромные земли с богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем.
Кандидат исторических наук Н. Н. Чеснокова считает, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному до опричных расправ в управлении государством. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк - «по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль», на том основании, «что по тем речкам лес дичь и пашен, и покосов, и рыбных ловищ исстари нет ничьих и от людей далече, верст за пятьсот и больше». «А кто у того Ивашка в слободе приезжих людей учнет жить сильно, а ему не явился, и он с того емлет про мыты на великого князя рубль московский».
Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шел с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой новгородский уроженец Ивашка Дмитриев пришел с Нижней Мезени. Усть-Цильма начиналась как временное поселение в устье реки Цильмы на левом берегу Печоры. Место это было удобным только для промыслов, а для постоянного жительства не подходило - весной его сплошь заливало. Ластка решил перебраться на высокий противоположный берег - благо на тех кручах удалось отыскать свободный от леса участок, бывшую гарь. Сюда и перенес Иван Ластка Усть-Цильму.
Место оказалось удачным. Высокий берег давал обзор на несколько километров вверх и вниз по течению Печоры и на устьевую часть Цильмы. Обилие здесь ловчих птиц - соколов и сапсанов, столь ценных в Москве, - сделало тогдашние окрестности Усть-Цильмы фактически землями «государственного значения». Поэтому жители многих ближних и дальних уездов и волостей на протяжении веков завидовали усть цилемам.
[Читать далее кому интересно]В первые два десятилетия Усть-Цильма - одно из передовых русских поселений в Попечерье. Усть цилемские угодья занимали обширную территорию: по Печоре они тянулись вверх до устья реки Усы, а вниз - до горы Чухчинской, по Цильме поднимались по долине на десятки километров. В одном из первых сохранившихся описаний Усть-Цильмы говорится: «А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов рыбная ловля на реке Печоре <...> и всего 14 тонь (рыбацких становищ. - Н. В.), а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют». Земледелие было развито слабо: «Да в той же Цилемской слободке хлебные пашенки позаде дворов их в капустных огородишках, <...> и они те пашенки в ыной год пашут, а в ыной год и не пашут, потому что морозом убивает»
Богатство края составляли рыбные ловища, садбища кречетов, соколов и непочатый лес, полный дичи, что породило Ластке противников: кеврольцев, чакльцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою, ее богатствами и прежде, как говорит грамота «ловили рыбные ловли наездом».
«Эти придумали хитрость, хотя и весьма неловкую: они задержали Ластку на пути в Москву у себя на Пинеге, отправив вперед своих приспешников, ходатайствовать у царя об новой грамоте для себя исключительно. В марте посланные явились в Москву с челобитьем и сказали про Ивана про Ластку, что его безвести нет и что они готовы дать оброк за два года вперед по три рубли в год». В апреле приехал и Ластка, и к прежнему оброку прибавил еще рубль, против противников своих. Так, в Москве было решено оставить Печору за Ласткой, «потому что, - как сказано в грамоте, - нас те кеврольцы и чакольцы, и мезенцы Вохрамейка Яковлев с товарищами оболгали, что Ивашка Ластка безвести нет, давать ему оброку царю и великому князю на год в нашу казну по четыре рубли московских». На обороте грамоты подпись Ивана Грозного, и следует приписка, из которой видно, что пинежане на новый оброк Ластки наложили еще свой рубль, но Ластка и тут не уступил: Печора осталась-таки за ним за шесть рублей оброку в год.
Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». 1542 год считается датой основания села Усть-Цильма. Село названо по его расположению в устье реки Цильмы (русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник», «глубокая яма (окно) на болоте, поверхность которой может быть водяной или моховой; топкое место на болоте, трясина»).
На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 г. благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдаленные времена были срублены новгородцами первые дома слободки.
Новая слободка начала «жить и копиться». Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения.
Ластка затем лес дичь расчищал и в слободку людей призывал, и церковь Николы-Чудотворца в той слободке поставил в 1547 году, и попа устроил, «как ему у тоя церкви можно прожитии».
Ивашка Ластка прожил в основанном им селении не один десяток лет, тут же пустил корни и его сын, тоже Иван, упоминаемый в 1574 году, спустя три с лишним десятилетия после прихода отца на Печору.
Первоначально слободка входила в состав Вычегодско-Вымской земли, но в 1575 была передана в волость Пустоозеро (позднее - Пустозерский уезд). Деревянную церковь построили здесь в 40-х г. 16 века. В 1564 здесь насчитывалось 14 крестьянских и несколько церковных дворов, в 1575 - 16 крестьянских и 4 церковных дворов и кельи, имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Жители носили фамилии Дуркин, Калинин, Онищев, Толстой, Корела (переселенец из Карелии) и Чупра (родоначальник Чупровых). Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца. Природа заставляла переносить неслыханные лишения. Но ни пропасти, ни леса, ни снега не остановили смелых людей. Через 20 лет в Усть-Цильме числилось уже 14 дворов с населением 19 человек (взрослых мужчин).
На первых порах Усть-Цильма, как, впрочем, и весь Печорский край, жила в основном рыбным и зверобойным промыслами, добычей пушнины. Случалось, что вследствие необычно суровой зимы и холодного лета уловы были плохими, скудными - тогда приходилось даже и голодать. Так, в переписной книге Пустозерского уезда за 1679 год читаем: «Умерли с голоду всей семьей в прошлых годех»; «Обнищал до конца, скитается меж дворов з женою и детьми»; «Кормятся по миру работой и христовым подаянием». Положение усугублялось непомерными поборами «с дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю и со птичьих и со звериных ловищь и со всех угодий», а также «с сенных покосов», да и с них же сверх того брали «царю и великому князю в казну с улова десятую рыбу семгу».
Неудивительно, что, например в 1638 году в Ижемской и Усть-Цилемской слободках на 63 населенных двора насчитывалось 24 пустых. Все это вынудило усть цилемов и ижемцев в 1670 году обратиться к царю с челобитной, в которой говорилось: «Человек с 10 померло голодной смертью, <...> едим траву, да рябиновый лист, да сосновую кору, и от того мы, сироты твои, опухли и оцинжали (заболели цингой. - Н. В.) и голодом примерли и <...> остальные крестьянишки - и те <...> голодны, наги и босы. <...> Семей с 20 съехали в сибирские городы от великие хлебные скудности».
В конце 17 - начале 18 вв. на Усть-Цильму неоднократно нападали ненцы. В это же время здесь появилось немало старообрядцев, спасавшихся в отдаленном краю от преследования властей.
Несмотря на большие трудности, статус развивающегося населенного пункта помогали поддерживать торговые связи, которые имели огромное значение для развития отдаленных северных опорных пунктов, каким являлась Усть-Цильма в 17-18 вв. Так, с основанием Мангазеи древнейший путь «встреч солнцу» - «через каменный путь» получил особое государственное значение. Путь этот шел из русского Поморья через Цильму на Печоре и дальше на Восток. Усть-Цилемская слободка была официально утверждена таможенным пунктом, где регистрировалось движение в Сибирь и из Сибири. Чтобы избежать утечки доходов, казна в 1620 году запретила морской путь в Мангазею. Речной «чрезкаменный путь» стал официально единственным, а значение подхода к нему со стороны Цильмы еще более возросло. Однако в XVIII веке, когда Мангазея прекратила свое существование, этот путь потерял общегосударственное значение и стал использоваться в основном для доставки грузов местного значения. Усть-Цильма вновь на десятилетия погрузилась в забвение.
В 1745 году селение сгорело, однако смогло быстро возродиться.
В 1782 в Усть-Цильме имелось уже 127 дворов, 1040 жителей (477 муж., 563 жен.). По соседству появились к этому времени и другие небольшие русские селения, основанные переселенцами из Усть-Цильмы. Обитатели слободки занимались в основном охотой и рыболовством, были среди них и ремесленники. Многие пахали землю и выращивали ячмень. Важную роль в хозяйстве играло животноводство (лошади, коровы, овцы, позднее стали разводить оленей), на основе которого возникло товарное производство коровьего мяса и масла. Ежегодно в июле и ноябре проводились ярмарки. В 1843-1851 в селе построили каменную православную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1856 в Усть-Цильме был образован старообрядческий приход. В 1859 в селе Усть-Цильма (Слободка) имелось 178 дворов, 1411 жителей (696 муж., 715 жен.), 2 церкви.
Часть устьцилёмов переходила на жительство в другие селения, расположенные на нижней Печоре, Цильме, Пижме и Нерице. В 1891 был образован Печорский уезд Архангельской губернии, центром которого стало с. Усть-Цильма; здесь разместились уездные власти и учреждения (исправник, казначейство, мировой судья, податной инспектор и др.). В 1895 в селе появился телеграф. В 1897 здесь жили 2114 чел. (1013 муж., 1101 жен.).
Оно уже не умещалось в прежних пределах, поэтому в XVIII-XIX веках жители Усть-Цильмы начали в массовом порядке расселяться вверх и вниз по Печоре. Так появлялись населенные пункты Гарево, Коровий Ручей, Чукчино, Высокая Гора, Рощинский Ручей, Алехино, Сергеево-Щелье, Барашки, Низева и Мыза. Нередко новые поселения основывались в 2-3 километрах друг от друга и со временем, разрастаясь, объединялись. Например, к концу XX столетия деревня Гарево стала «верхним», а Сергеево-Щелье - «нижним» концом современной Усть-Цильмы.
В 1860-х в Усть-Цильме открылась приходская школа, где в 1867 учились 39 мальчиков и 8 девочек; в 1895 году школа стала двухклассным училищем. В 1886 была учреждена больница. 16 сентября 1890 открылась церковно-приходская школа при единоверческой церкви. В 1903 открылась библиотека, в 1904 - еще одна (при училище). В 1930 началось строительство замшевого завода, в 1932 он дал первую продукцию. С 1 января 1932 до 1935 в селе действовало управление Печорского пароходства. В феврале 1932 официально открылась первая воздушная трасса через Усть-Цильму (Архангельск - Лешуконское - Усть-Цильма - Нарьян-Мар).
Ну а современная Усть-Цильма сохранила старинные русские обычаи, память о прошлом. Правда есть одно но! Современный мир сделал устьцилем хитрыми, алчными и жадными. Что, лично меня, удручает. Вот.

история повторяется, история, иван грозный, устьцилёма, моя дерёвня, усть-цильма

Previous post Next post
Up