В сообществе беллетристов уже затрагивали тему фона и атмосферы в литературном произведении. Мне же хочется затронуть прикладную сторону «атмосферности», а именно - описания интерьера.
Почему описания так важны в художественном тексте? Именно они задают темпо-ритм произведения, придают глубину и объем его атмосфере, прорастают символами и многозначностью. Так что не торопитесь переводить описания в диалог, как советуют некоторые гуру - у диалога иные, драматические, законы.
Обратимся за опытом к классикам.
Самоценные описания интерьера в литературной практике - счастливое исключение. Не грех еще раз перечесть неувядающую «Философию обстановки» Эдгара По.
http://www.lib.ru/INOFANT/POE/poe1_2.txtСоветы романтика по сею пору можно пользоваться как в быту, так и обставляя воображаемые литературные жилища.
Вспомним Гюисмаса, создавшего уникальную книгу - «Наоборот», в которой непрерывные и изысканные описания интерьера являлись и основой сюжета, и зеркалом душевного состояния героя.
Интерьер может работать на сюжет впрямую. Так часто происходит в классических детективах - расположение дверей, диванов, ковров, окон, толщина стен и даже цвет мебели могут изобличить убийцу, стоит только запустить в комнату адепта дедуктивного метода. Сама архитектура здания тоже может сослужить детективам добрую службу, как план библиотеке в «Имени розы» Умберто Эко. Иногда авторам полезно составить небольшой архитектурный план комнаты, дома или фортификации. Чтобы не путаться при описании.
Не стоит ограничиваться визуальными эффектами - важен объем помещения, игра света и тени, запахи и ощущения. Так в романах Диккенса положительные герои постепенно перемещаются из тесных, захламленных и темных помещений в светлые и просторные. Игра света и тени помогает Дж. Остин обрамить готичные и романтические эпизоды в «Нортенгерском аббатстве», Симменс в «Друде» вынуждает героев блуждать по темным Лондонским подземельям исключительно наощупь. Несравненен в интерьерных зарисовках Булгаков - роскошные атмосферные описания внутренних помещений: по которому день за днем странствует Максудов, просто «городок в табакерке» - пиршество цветов, запахов, красок и фактур.
Театральные эффекты помогают создать яркий и выпуклый характер - чего стоит бодренькая старушенция из романа Диккенса «Домби и сын», развесившая в доме розовые портьеры, чтобы «улучшить» цвет лица и казаться моложе. Или перечитайте описание жилища профессора Преображенского, - «подобный саркофагу стол» делает профессора, пытающегося остановить время и запереться в «восьми комнатах» как в башне из слоновой кости, далеко не таким сусальным типажом.
Хорошо работает интерьер на контраст - представьте читателю поток сознания эколога в меховом бутике или злоключения «гламурки» в захламленной бухгалтерии, тогда надобность во многих избитых приемах вроде « взгляд героя на себя в зеркало» не потребуется.
Моралите: интерьер может быть описан тщательно или импрессионистскими мазками, оставаться за спиной героя или выходить на первый план, но главное - он не может быть случайным, а должен быть скомпонованным тщательно и со смыслом!