Байконур

Apr 07, 2011 16:01

С 3-го по 5-е апреля я провел на Байконуре, где наблюдал запуск "Юрия Гагарина". На сегодняшний день - это для меня самые яркие впечатления в жизни. (фотки будут позже)
День первый.
Вылет в Казахстан был намечен 10 утра воскресенья, но в аэропорт нам посоветовали приехать часам к 8-ми. (Вообще, психологически я себя настраивал на полет где-то с месяц. Дело в том, что я с детства боялся самолетов. Один вид их меня вгонял в ужас). Дорога в Курумоч навевала грустные мысли - шел сильный снег и видимость была просто ужасной. В какой то момент казалось, что не полетим мы никуда. Дальше больше, около аэропорта я умудрился подскользнуться и сильно удариться. Вкупе с моей аэрофобией лететь за полторы тыщи километров хотелось все меньше и меньше. Окончательно расхотелось в небо (но в тоже время не расхотелось посмотреть на космодром..) после того, как я увидел наш самолет из окна зала ожидания - старый турбовинтовой АН. Ладно, сели в самолет. Волнение как то сразу прошло. И вообще полет мне понравился и оказался совсем не страшным :-) Нервы потрепались только когда мы  сделали два круга вокруг аэропорта.
Итак, спустя три часа мы в аэропортц "Крайний". Аэропорт выглядел как два сарайчика)) Туалеты тоже были на улице. После самарского снега было приятно попасть в весну - температура была градусов 15. После прохождения таможни всем выдали пропуска, без которых и шагу ступить нельзя. и автобусом повезли в город. Первые минуты пребывания на казахстанской земле дали и первые впечатления - там нет деревьев, нет и все. Степь. Гдето минут за 30 мы добрались до города. На КПП у нас проверили документы. Сделано это, к общей радости, очень быстро.  Город Байконур оставил очень приятное впечателние: хорошие дороги, очень чисто, симпатичные дома. И нет огромного количества наружней рекламы. Отдельные баннеры, которые попадаются заняты социальной рекламой. Разместились мы в гостинице "Центральная" - очень уютное место, как оказалось. Сразу после регистрации мы встретились с другой частью нашей медиа-делегации, которая прибыла на Байконур несколько раньше. Они собирались на местный рынок. Несмотря на усталость, мы с ГТРК решили посетить его.
ЦСКБ предоставил нам УАЗик с ооочень колоритным водителем. Когда я его увидел, то подумалось - как же водитель похож на главу Газпрома Миллера.  - "Знакомтесь Лидия  Николаевна".. Тут у меня глаза округлились. Вообще, Лидия Николаевна оказалась очень колоритным человеком. Мало того, что она знала абсолютно всех и вся, и ее тоже все знали все вплоть до ВИП-руководителей, так она еще так виртуозно ругалась матом, что впору было включать диктофон и записывать ее. В отличии от Самары, рынок на Байконуре поразил чистотой и очень низкими ценами. На нем сразу же были закуплены все сувениры. Как оказалось не зря, времени потом не было. Сразу после рынка мы выдвинулись на заседании Госкомиссии. Туда нас, впрочем, не пустили. Затем была прессуха космонавтов. Пресс-конференция, впрочем, мало походила на прессухи которые проходят у нас. Все было обставлено как шоу. Наверное, это и правильно. Увидеть космонавтов мне удалось только ближе к концц мероприятия, так как из-за большого количество камер, пробраться к точке ,откуда их видно было попросту не реально. К гостинице мы вернулись уже ближе к 9-ти вечера. Спать, несмотря на перелет и достаточно напряженный день совершенно не хотелось. А вот кушать хотелось очень. В буфете гостиницы уже ничего не было, поэтому кушать мы отправились в кафе "Охотничий домик". Цены... Эхх, если бы такие цены были в Самаре. Хорошая порция шашлыка - 110 рублей, сок 20 рублей за стакан, салатики -  от 10 рублей. Пиво - самое дорогое 45 р за 0,5. Попробывал казахского пива - весьма неплохо. Единственная моя ошибка в этот день - из-за разности часовых поясов уснуть получилось лишь ближе к 4м утра по местному времени, тогда как подъем был в 7. Зато посмотрел подведение итогов выборов Президента Казахстана.
День второй.
Утром понедельника нас забрали из гостиницы и повезли на Космодром. Он находится километрах в 40 от города (По пути у нас раз три проверили документы), забрали часть нашей делегации, которая жила непосредственно на "площадке". Космодром поражает масштабами. Огромные площади, огромные здания,  и суслики. Первой точкой у нас было посещение стартового комплекса.  Смотря на СК не уходило ощущения какой то нереальности происходящего. В голове никак не укладывалось, что этот маленький ракетоноситель через несколько часов отправится на высоту 300 километров. Кстати, на "нулевой точке" запрещено находиться с сигаретами, зажигалками, спичками и т.д. Там же, на стартовом комплексе есть небольшой скверик, стоит стелла посвещенная первому полету в космос. С СК мы отправилсь на место старта РК "Энергия", той ракеты которая выводила на орбиту "Буран". Сейчас это место заброшенно. Но конструкции все еще сохранились, и они раза в два больше, чем на "гагаринском старте". Там нам рассказали грустную историю "Энергии", ракетоносителя, который мог вывести на орбиту до 100 тонн груза и в итоге оказался попросту невостребованным. Кстати, меня удивил "Буран" - я себе представлял его гораздо большим, чем он есть на самом деле. Последней точкой был монтажно-испытательный комплекс, где ракеты собираются перед стартом. Как и все на Байконуре он был огромным. После вывоза на старт корабля "Юрий Гагарин", сейчас там идет сборка ракетоносителей, которые выведут на орбиту спутники связи. Здесь же нам рассказали о трагичной судьбе лунной программы СССР. После высадки на спутнике Земли американцев, все работы по советской программе были закрыты, а все разработки уничтожены. На этом экскурсия на космодром закончилась
Запуск
Непосредственно на старт "Юрия Гагарина" мы отправились в 21.30 местного времени (сам запуск был в 4.18). Сначала мы заехали на переодевание космонавтов в скафандры. Туда правда пустили только операторов и фотографов. Мы же остались около здания РКК "Энергия", где переодевание и происходило. Ждали наших героев мы около полуторачасов. У РКК, на улице были установлены несколько своеобрахных трибун, откуда все желающие могли увидеть переход космонавтов из РКК в автобусы. Желающих было человек 500. Причем на улицек ждали и журналисты, и обычные туристы и вип персоны. Выход космонавтов был встречен бурной овацией. Очень трогательно было увидеть, как выезжая, космонавты похали всем. Не знаю почему, на глаза стали наворачиваться слезы.
Сама же смотровая площадка находится в трех километрах от старта. Несмотря на ночь, видимость ракеты была просто отличная. Капитализм, кстати, добрался и до космоса. На площадке есть кафе, причем там цены уже значительно выше тех, что есть в городе. Около кафе с лотков идет бойкая торговля сувенирами. Цены на сувениры близки к "космическим". Так, обычный сувенирный конверт с гашением 5 апреля стоит 40 рублей, вымпел - 180 рублей и т.д.  Ближе к четырем утра мы выбрались из нашего уазика на холодный байконурский воздух (перепад температур в степи очень большой. Если днем было градусов 12-15, то ночью градуса 3 ниже нуля и ветер). Заняв места выяснилось, что кто то отрубил трансляцию переговоров экипажа с ЦУПом. Сам старт оказался для меня неожиданным.   Сначало я почувствовал, что у меня трясуться ноги. Спустя минуту выяснилось, что это трясется земля, а потом уже мою тушку потряхивает. Буквально спустя пару секунд раздался грохот, а из под ракеты начали вырываться  пламя. Мозг не мог сопоставить то количество огня - пламя наверное занимало площадь с полкилометра, с размерами ракеты. Ну не мог я понять, как такая маленькая ракетка может производить такой шум и такой выхлоп)) Затем ракетоноситель начал отрываться от земли. По телевизору все происходящие выглядит гораздно медленнее, в действительности же буквально за несколько секунд ракета превратилась в точку в небе и можно было рассмотреть как отделяются ступени.. все.. корабль на орбите.. Продолжалось все действо несколько минут. После старта мы приехали на стартовый комплекс, где поздравляли тех кто работал над этим стартом. В воздухе, кстати, к этому времени еще сохранился запах топлива. На этом наша командировка собственно и закончилась.. Я, например, к 5-ти утра по казахмтанскому времени мыслями уже был дома)