Для просмотра кликните на картинку!
В списке "новых 7 чудес света" одно из важнейших мест занимает Тадж-Махал - мавзолей-мечеть, находящийся в индийском городе Агра.
Несмотря на его мусульманское происхождение, этот беломраморный некрополь стал фактически символом Индии. Для его сохранения принимаются серьезные меры безопасности. На расстоянии 500 метров вокруг комплекса установлена специальная охранная зона. Машины паркуются за 2 километра, и ко входу туристы добираются на рикшах, повозках или электромобилях, так как считается, что выхлопные газы вызывают пожелтение мрамора облицовки. Даже вдоль противоположного берега реки Ямуна, у которой он расположен, стоит ограждение из колючей проволоки. Количество сотрудников охраны исчисляется сотнями.
В январе 2012 года наш фотограф Дима Моисеенко съездил в Агру, где встретился с Главным Археологом, который заведует Тадж-Махалом, и попытался выяснить у него, как получить разрешение на съемку с воздуха. Надо сказать, что правила в Тадж-Махале очень строгие, и на территорию не пускают даже со штативами. Да что говорить: у Димы отбирали зажигалку и сигареты.
Археолог выслушал гостя из далекой России и сказал: "Я разрешу вам поснимать со штатива, но разрешение на съемку с воздуха вы не получите никогда. Последний раз Тадж-Махал снимали с вертолета 10 или 15 лет назад. Больше, пока я здесь работаю, этого не смог сделать никто. Пару лет назад какие-то иностранцы пытались запустить радио-вертолет с лодки со стороны реки, но сразу были арестованы полицией. Я вам не советую, даже и не пытайтесь".
Нам стало любопытно, кто же все-таки снял Тадж-Махал с воздуха. После поисков в интернете мы выяснили, что в 1997 году знаменитый француз Ян Артюс Бертран сделал фотографии Тадж-Махала с вертолета.
После этого 15 лет никто не получал разрешения на съемку памятника с высоты. Работу Бертрана поддерживало ЮНЕСКО и французское правительство, и понятно, какие у него были ресурсы. У AirPano таких ресурсов не было. Были только несколько энтузиастов панорамной фотографии из Москвы.
И тогда мы решили посетить посольство Индии в Москве. Дима сходил в посольство, предоставил там материалы об AirPano, рассказал о нашем некоммерческом проекте, целью которого является показать людям самые интересные места нашей планеты с высоты птичьего полета.
К нам отнеслись внимательно, попросили подготовить документы и информацию о предстоящей съемке. Работа с бумагами велась около двух месяцев, мы что-то доносили, исправляли ошибки, давали пояснения. И вот, когда мы были на съемках в Камбодже, из посольства пришла радостная весть: в Министерстве Иностранных дел нам дали разрешение на съемку в марте.
Для рассказа о съемках я передаю слово Стасу Седову.
Хотя у нас была запланирована съемка в Иордании, но после получения разрешения на Тадж Махал мы сразу же ее отменили и выехали в Индию.
И вот в марте 2012 года мы с Димой Моисеенко приехали в индийский город Агра, где находится Тадж-Махал.
Там мы снова посетили Главного Археолога, с которым Дима уже встречался в январе. Но на этот раз мы приехали уже с бумагами. Но Главный Археолог отказал нам в съемке, сославшись на звонок из Дели. Он сказал, что нам надо возвращаться в столицу и получать разрешение от Министерства Гражданской Авиации. В качестве утешения он разрешил поснимать внутри территории Тадж-Махала со штатива.
Сказать, что наше настроение после этого разговора было плохим - это ничего не сказать.
Фактически рушился весь план поездки. Ведь Тадж-Махал был основной целью нашего путешествия.
Следующий день мы провели в поездках по инстанциям и полиции, пытаясь хоть как-то получить разрешение у местного начальства, но все было безрезультатно. Выслушав нас и посмотрев наши бумаги, нас все равно отправляли к Главному Археологу.
Без особой надежды Дима позвонил в посольство Индии в Москве и рассказал, что несмотря на все бумаги, нам на месте снимать Тадж не дают. Там ответили, что попытаются разобраться, но это может занять много времени. А у нас оставалось всего 3 дня.
Вечером в отеле состоялся военный совет. Было решено взлетать утром из-под стены, со стороны реки, с теми документами, которые мы получили еще в посольстве.
Летать решили на виду охраны, не прячась - чтобы в нас не стреляли, приняв за террористов. Мы понимали, что взлететь мы сможем только один раз, второго вылета нам сделать уже не дадут.
Утром мы собрали оборудование и выехали на съемку, морально готовясь провести ближайшее время в местной тюрьме. Когда мы подъезжали к Тадж-Махалу, раздался звонок. Звонил сотрудник посольства в Москве. Он сказал, что нужно ехать к Главному Археологу и забирать разрешение на съемки. Он все смог решить для нас. Еще не особо веря в происходящее, мы зашли в офис. Главный Археолог даже не стал к нам выходить, нас приняли его подчиненные и вынесли бумажку.
В бумажке было оно! Разрешение на полеты над фортом Агры, Фатепур Сикри и самое главное - разрешение снимать Тадж-Махал с воздуха - целых два дня!
Если честно, я своим глазам поначалу не очень поверил. Но вид танцующего от радости в уличной пыли Димы все же привел меня чувство.
Мы снимали Тадж-Махал с вертолета два утра и один вечер. Ни с одним объектом в нашей съемочной истории мы не работали так тщательно. Проходить на территорию с вертолетом пришлось три раза. Каждый местный охранник норовил остановить нас и с круглыми от изумления глазами пытался выяснить, каким таким образом мы пронесли оборудование на территорию. Показываем бумагу, далее 10 минут ее изучают, после чего говорят, что нам все равно здесь снимать нельзя.
Но мы своего добились! Впервые за 15 лет удалось облететь и снять Тадж-Махал. Впервые в мире мы сделали виртуальный тур с воздуха о Тадж-Махале - одном из Новых Семи чудес света. И теперь вы можете полюбоваться красотой этого символа Индии так, как до этого его могли видеть только птицы.
После этого у нас было еще много съемок в Индии:
Фатепур-Сикри, Форт Агры, Варанаси, Джайпур, Дели, но особых проблем нигде больше не было. В последний день пребывания нам удалось получить разрешение и провести съемки на территории уникального Акшардхама (Новый Дели).
Тадж-Махал построен по приказу Шах-Джахана, императора Великих Моголов и потомка Тамерлана, в память о жене Мумтаз-Махал. В наш циничный век сложно поверить в столь сильные чувства после 17-ти лет брака и 13-ти общих детей. Однако факт остается фактом: все легенды и истории того времени однозначно сходятся в одном - с первого дня их встречи Шах-Джахан был буквально околдован своей избранницей, вплоть до того, что перестал обращать внимание на остальных своих жен. И когда Мумтаз-Махал умерла в 1631 году при очередных родах, Шах прервал военный поход, вернулся домой и посвятил остаток своей жизни строительству мавзолея.
Двадцать тысяч рабочих возводили монумент более двадцати лет. К строительству, помимо местных мастеров, были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз. Совместными усилиями было создано пятикупольное сооружение высотой 74 метра на платформе, с четырьмя минаретами по углам. Стены выложены полированным полупрозрачным мрамором, привозившимся на строительство за 300 километров. При ярком дневном свете он выглядит белым, на заре - розовым, а в лунную ночь - серебристым. Мало того: стены инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и другими полудрагоценными камнями, которые доставляли из множества стран мира, в том числе и из России.
Величественное здание Тадж-Махала окружено парком, разделенным водяными каналами на квадратные участки; от главных ворот идет широкий канал с фонтанами. Когда фонтаны молчат, в зеркале воды появляется волшебное отражение Тадж-Махала...
Во время строительства у Шах-Джахана родилась идея создать на противоположном берегу реки Джамны, протекающей позади мавзолея, точь-в-точь такой же памятник для себя. Он был бы выполнен из черного мрамора, и соединялся бы с мавзолеем жены ажурным мостом. К сожалению, этому красивому замыслу не довелось сбыться. Но для того, чтобы ничто не заслоняло самый прекрасный мавзолей в мире, в радиусе трех километров от него никогда не строились дома выше четырех этажей.
Впрочем, многолетняя скорбь и выражение ее в мраморе помешали Шах-Джахану заниматься насущными проблемами своей страны. В результате он был свергнут собственным сыном (и сыном той, в честь кого возводился мавзолей), и остаток своих дней провел в заточении. Легенда гласит, что, будто в насмешку, окна его тюрьмы выходили на Тадж-Махал: памятник безвременно ушедшей возлюбленной и, одновременно, неудавшейся карьеры императора.
Тадж-Махал - не просто самая популярная достопримечательность Индии. Это редкий монумент, который можно не только увидеть, но и прочувствовать; это история любви, талантливо запечатленная в камне и никого не оставляющая равнодушной. Текст: Стас Седов и Олег Гапонюк, фото и видео: Стас Седов и Дмитрий Моисеенко ©www.airpano.ru
Click to view