Nov 19, 2021 15:14
«Истинная личность: путь к себе, от сущности к индивидуальности»
1) На последней лекции кто-то спросил, можно ли совершать усилия самостоятельно. Успенский ответил: «Да, конечно. Только самостоятельно. Только так возможно. Других путей нет». И дальше: «Как можно начать Работу?» - «Человек знает, чего хочет»
Школа Четвертого пути как открытие возможностей чему-то научиться, но не как гуро-ведЕние.
(Техника «знать, чего хочешь»: штаб и командир работают постоянно в реальном времени, цели сдвигаются, но контролируемым образом). Напоминаю: наша цель - поиск себя.
(2) возвращаемся к триаде субличности: роль, персона, «Я».
(а) членение зависит от задачи, как бассейны рек.
(б) активный хабитус - наше все. Роли включены. Если Игрок не отделяется от Персонажа, то человек принимает свой общий хабитус за «себя». Это надо хорошо ПОНЯТЬ: говоря кому-то о «себе», я не могу делать это иначе, чем описывая себя как хабитус (образ себя и образ жизни - таковы условия коммуникации). NB - это одна из центральных идей лекции.
(в) игры активности хабитуса и роли. Пример: бухгалтер ищет работу бухгалтера, хабитус активен. Будучи принят на работу, он должен работать бухгалтером - роль активна. И т.д. То же на Гамлете - еще интереснее.
(3) «Я» во всех этих играх - не замечаемая третья сила. Можно заметить, когда хорошо или больно: хорошо или больно «мне», а не хабитусу. Но до этого не каждый добирается. К тому же и это можно фальсифицировать хабитусом: «Вы любите ли сыр...»
«Я» может появиться (но может и не появиться) в ситуациях неопределенности, переходов, выборов (тогда выбор может стать экзистенциальным: выбирать «себя»)
Три стратегии «Я»: (1) выход в объемлющую игру, (2) интуитивная дифференциация своей и не-своей игры, интуитивный выбор, (3) игровое исполнение роли персонажа поверх исполнения роли персонажа: актер играет Гамлета, бухгалтер тоже может играть бухгалтера как актер, причем не обязательно в модальности «искусства представления», можно и в модальности «искусства переживания».
(4) (это, скорее всего, уже задел на следующую лекцию) хабитус типа формирующего аппарата (особенно типологически не-синтонный) и хабитус как развитие «сущностных сил».
*** Уважаемые слушатели! Я не смею надеяться, что вы хорошо помните нужную литературу, даже «В поисках ...». Но мне бы хотелось надеяться, что вы прослушали предыдущие лекции и я могу опираться на то, что там сказано. Лекции записаны и доступны, обращайтесь к Ольге.