Серенадой называется песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Стоит себе под балконом влюблённый и поёт, обращаясь к предмету своей любви. Полный романтизм:
На призыв мой тайный и страстный,
О, друг мой прекрасный,
Выйди на балкон.
Как красив свод неба атласный.
И звонкий, и ясный
Струн печален звон.
Озари тьму ночи улыбкой,
И я стан твой гибкий
Обниму, любя.
До зари, до утра прохлады
Я петь серенады
Буду для тебя.
Ночь молчит, лишь тени густеют.
Но, видишь, бледнеет
Пред зарёй восток.
Мирно спит за крепкой стеною,
Объят тишиною
Весь наш городок.
Мы одни, никто не узнает;
Пока не светает,
Выйди на балкон.
Звёзд огни горят и мерцают,
И ввысь посылают
Струны тихий стон.Почему с такой серенады начинается художественный фильм Владимира Хотиненко по сценарию Надежды Кожушаной «Зеркало для героя»? Фильм не о романтической любви из жизни средневековых городов Европы. Фильм, снят в 1987 году и посвящён отношениям «отцов и детей» в частности и вообще проблеме отношения к прошлому своей Родины, как бы не просто было это прошлое.
Click to view
Совсем простой ответ на этот простой вопрос - зачем серенада? - как-то долго не давался мне. Наверно, потому что простой. Вот ответ: если нет любви в сердце сына к отцу, к Родине, к народу, то как можно оценить прошлое, как относиться к деяниям старших поколений, какой меркой мерить - кто прав, а кто не очень. А ведь, такой же мерой отмерят нам наши дети, определяя своё отношение, а потом их дети… И будут жить на русской земле поколения людей отрекающихся от любви.
Нет, не будут! Не устоит такой народ. Сметут его другие народы, для которых имена отцов не подлежат хуле, каким бы сложным не было время, в которое жили отцы.
Невозможно предать родивших нас отцов! Пусть даже так, как «рождает» отец главного героя фильма, сапогом выталкивая из машины, а заодно и из заколдованного повторяющегося дня 8 мая 1949 года в современный ему 1987 год. Спасение приходит от пинка из прошлого.
К зрителям фильма это спасение не пришло в 1987 году.
«Мирно спит за крепкой стеною,
Объят тишиною
Весь наш городок».
Понадобилось почти тридцать лет, для того, чтобы понять. И теперь почти девяносто процентов народа России сожалеют об утраченной советской стране.
Не спим ли мы сегодня? Полностью ли мы проснулись? Крепка ли в наших сердцах любовь к отцам, дедам и прадедам? Способны ли мы любить их так же, как они любили нас?
Способны ли слышать их ушедших, как они слышали нас ещё не рождённых?
Я не уверен.
Click to view
------------
P.S. Что до фильма и музыки в нём, то она несёт большую символическую нагрузку. Вот пленные немцы возвращаются домой в свой фатерлянд (отечество, страну отцов),
фриц с подбитым глазом исполняет монолог пилигрима из оперы Вагнера «Тангейзер».