Боги не умирают - 2

Jun 09, 2016 14:53



Представить себе во всех красках жизнь первобытного человека не просто. Человек давно живёт внутри искусственной среды, которую сам для себя и создал. Люди, начав с малого, постепенно преобразовали почти всю территорию Земли в соответствии со своими потребностями. Сегодня нам трудно почувствовать себя голым человеком на голой земле, в буквальном смысле, так же, как некогда чувствовали себя наши далёкие предки, добывавшие себе пищу на африканских просторах миллион лет назад.

Оставив деревья, встав на задние ноги, или можно сказать руки, и выйдя на равнину саванн, будущие люди оказались в не лучшем положении: степь не лес, на дереве не спрячешься. Нужно было как-то собраться вместе с сородичами в первобытный коллектив и распределить обязанности. Скорее всего, австралопитеки действовали так же, как действуют современные обезьяны, живущие на равнине, павианы например.



Вот такие красавцы.

Стадо павианов передвигается в строгом порядке: впереди - взрослые холостые самцы, в центре отцы семейств со своими самками и детенышами, на флангах и в арьергарде молодняк. Находится место и для старых самцов,  которые уже утратили альфа-функции и не конкурируют с вожаками. Старичков не изгоняют из стада, они держатся особняком внутри боевого порядка и в трудную минуту приходят на помощь. Описывают случай, когда группе обезьян преградил путь леопард, их злейший враг. Хищник занял главенствующую высоту на местности, и обойти его было невозможно. Тогда старички «посовещавшись» стали во главе группы и провели всех безопасным путём, незаметным для большой кошки.



Боевой порядок передвижения приматов.

Нужно отметить, что нападать на дружное и организованное сообщество обезьян решается только очень глупые или очень голодные хищники. Павианы отчаянно бросаются в драку, не считаясь с опасностью, чтобы защитить самок и детёнышей. В схватке они помогают  друг другу и, если один из бойцов окажется в зубах хищника, другие нападают, чтобы отбить товарища. Конечно, леопард может убить или изувечить несколько обезьян, но после такой драки сам окажется не в лучшем виде и, если сможет оправиться от полученных ран, надолго потеряет желание связываться с такой опасной добычей.

При такой организации жизни, какую мы наблюдаем у павианов теперь, и какая, скорее всего, была у наших очень далеких предков, главенствующее положение принадлежит, конечно, более крупным и сильным особям - самцам. Матриархальное устройство стадной жизни есть и у животных, например у гиен, но у них самки и крупнее, и сильнее. Слонихи так же главенствуют в стадах, но кого же им бояться?

Прошли сотни и сотни тысяч лет, и человек превратился, лучше сказать эволюционировал, в Homo sapiens. Он уже не совсем голый и на земле у него есть место, которое он устроил для себя - это пещера или становище с горящим огнём, вокруг которого организуется жизнь.



На каком-то этапе развития родовые группы уже не могли свободно передвигаться и всюду находить себе готовый «и стол, и дом». Суровый климат, дыхание ледников, то наступавших, то отступавших, сделало невозможным кочевое существование, женщины, дети, больные и раненные нуждались в постоянном укрытии.  Да и мужчинам-охотникам был нужен дом, в котором можно отдохнуть и набраться сил для новых охотничьих походов.

Значение женщин в первобытном обществе возрастало. Дети полностью зависели от матерей, вмести с ними занимаясь собирательством, храня огонь в пещере. Треть своей недолгой жизни, а средняя продолжительность её была в то время 27-35 лет, будущий охотник находился под безраздельной властью матерей.  Вырастая и становясь мужчиной,  он не мог освободиться от этой власти, потому что дом принадлежал женщинам и вернуться в разоренное становище, потерять детей, было смерти подобно. Можно понять чувства суровых охотников, их желание вернуться в родное становище, обрести на краткий миг тепло, уют и покой, которые давала женская забота, их рачительное попечение о нуждах рода.

Власть перешла от сильных мужчин, предводителей первобытных стад, к женщинам, хранительницам становищ. Возможно, что охотничьи территории, числившиеся за родом, также стали принадлежать женщинам, которые могли принимать в семью молодых охотников в ходе экзогенных браков, а своих сыновей отправлять к соседям.

И конечно хранительницы рода, которыми могли быть родные или единоутробные сёстры, потому что вопрос отцовства мало кого волновал тогда,  или даже двоюродные сёстры, обеспечивали духовную поддержку семьи. Тут и магия и колдовство, и прочие штуки шли в ход, чтобы умилостивить или подчинить силы Природы.

Проше всего и надёжней дать этим силам что-то хорошее, ценное для дающего, и нужное для них, ведь в отношениях друг с другом люди поступают именно так, ища поддержки и союза. А что дать? Чем пожертвовать, чтобы охота была удачной, и мужчины вернулись живыми и здоровыми, и дети не болели, и еды хватало? Выбор есть и он большой, но самая дорогая и ценная жертва - это человек. Взрослого не так просто уговорить принести себя в жертву, да и пользу он приносит семье, а вот ребёнок, младенец,  это и дорогая жертва, и чистая, и, в тоже время, не столь обременительная для рода, потому что ещё не известно, вырастет ли он, или умрёт, а детская смертность была очень велика. А так, в виде жертвы он послужит роду. Выбор сделан, жертва принесена и ритуальное поедание жертвы - закономерный итог обряда. Было ли так на самом деле - вполне возможно, и детские кости со следами соскабливания мяса на стоянках первобытного человека находят археологи.

Здесь интересно заметить, что случаи убийства и поедания детёнышей наблюдались учёными в стаях человекообразных обезьян. Несколько самок шимпанзе под предводительством одной из них ловили молодую низкостатусную самку из своей стаи с только что родившимся детёнышем, силой отнимали его у матери, и, отбежав в сторонку, убивали и поедали.

Итак, воцарился матриархат, власть в первобытном социуме принадлежала женщинам-матерям. Естественно, что высшая сила тоже мыслилась как мать, Великая Мать - всё рождающая, хранящая и снова забирающая для новых рождений.

О том, как и чем это закончилось, если закончилось, попробуем поговорить позже.

Продолжение

Начало

история, культура

Previous post Next post
Up