«Песня, что сложат о нас после смерти, не будет унылой»

Nov 05, 2015 18:20



Герои приходят сами, их нельзя сконструировать, придумать, назначить. Они не поддаются резцу политтехнологов. Они живут самостоятельно, их ведет дух истории, их укрепляет доверие народа, они не ищут выгод и похвал,  и если мы помним о них спустя десятилетия и сотни десятилетий, то - это герои настоящие. Они смогли не только войти в жизнь народа в его «минуты роковые», но и остаться в памяти, в культуре, в мифах народа навсегда.

Более того
через годы, через века в памяти потомков сохраняется то основное в образе героя, что не смогли заметить, или недооценили авторы биографий и мемуаров. Народ, формируя образ того или иного исторического персонажа, схватывает яркие индивидуальные черты и творит, то, что иные презрительно называют мифом, а мне хочется назвать Мифом с большой буквы.

Сегодня исполняется 81 год со дня выхода «фильма «Чапаев» братьев Васильевых, его премьера состоялась 5 ноября 1934 года в Ленинградском кинотеатре «Титан». А в самом начале Великой Отечественной войны - 31 июля 1041 года - режиссёрами киноленты был создан короткометражный агитационный фильм «Чапаев с нами», где образ красного командира был использован для поднятия боевого духа советских солдат. Герой Гражданской войны призывает с экрана беспощадно громить врага, напавшего на Советский Союз».
Источник.

«В 1934 году этот фильм смотрели и те, кто помнил Гражданскую войну, и те, кому через 7 лет пришлось сражаться в окопах Великой Отечественной. Первые с легкостью узнавали то время и те чувства (а односельчане Чапаева даже «узнали» его самого), вторые проникались духом любви к Родине и общему делу. И прониклись этим духом, духом Чапаева настолько, что именно он, Василий Иванович должен был вдохновить их на бесстрашную и беспощадную борьбу с новыми врагами Отечества. Для этого в 1941 году был специально снят пятиминутный ролик, где Чапаев счастливо спасается из беды и произносит речь, обращенную к солдатам, которым предстоит воевать с немецко-фашистскими захватчиками. Речь, которая до сих пор вызывает острое чувство гордости за свою страну и желание встать в строй её защитников.

Реальный Чапаев, как и всякий реальный человек, был очень разным и очень сложным. Его история включает массу элементов, не исключая и Академию Генерального штаба, которые не могут и не должны уместиться в фильме, а тем более - в мифе. В 1934 году братья Васильевы совершили акт мифотворчества, и пусть из теперешних детей и подростков мало кто видел их картину, многие из них наверняка знают Чапаева как героя сказок, рассказанных им дедами и прадедами». Источник.

Старое кино надо смотреть и пересматривать, как надо перечитывать классику и по сто раз ходить на театральные постановки «Дяди Вани» и «Вишнёвого сада». Пусть всё известно, и ясно чем кончится - не в этом суть. Сюжет и прочее отходят на задний план, и остаётся, то ненаписанное, но сущее в тексте,  что может уловить режиссёр и передать своей игрой актёры.

Любовь народа к своим героям не проходит никогда. Она может принимать разные формы, вплоть до анекдотов. Её можно поколебать и на какое-то время затмить образами героев импортных. Но если народ остаётся живым, а русский народ именно такой, то он, сбросив наваждение всяких перестроек, вернётся к дорогим его сердцу мифам и преданиям, и тогда уже, кроме любви, вооружится ещё знанием и пониманием своей истории и своей исторической  судьбы, чтобы отстоять дорогие символы, имена, даты - без которых невозможно жить в России и считать себя русским.

кино, культура, война с культурой, герои, метафизика

Previous post Next post
Up