О творчестве и долге

Jan 19, 2015 14:04



Фильм был снят потому, что был предмет (или объект, или ещё как-то) для съёмки. Примерно так выразился Сергей Соловьёв, режиссёр фильма «Одноклассники», в эфире на «Закрытом показе» Гордона. Ну и хорошо. В конце концов, множество великих произведений разнообразных искусств созданы только потому, что был «предмет» способный возбудить творческий всплеск, прилив вдохновения. Не важно, кто это - прекрасная незнакомка, или ваша студентка. Как говорится,


«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.»
                                                            Анна Ахматова.

С радостью во время просмотра фильма большая проблема, как впрочем, и с творчеством. И сам фильм вроде ни о чем, и герои никакие, и актеры никакущие. Собрались, покривлялись, на Гоа слетали. За бабки отчитались. Даже премию какую-то получили. Порядок в «танковых войсках».

Однако что-то в фильме есть, и это что-то - полная бессмысленность, потерянность главных героев. Кто они такие, зачем они, для чего живут, для чего учатся и пытаются работать - они не знают. Тема бессмысленности бытия - главная в фильме. Странно, но на обсуждении никто из гостей Гордона не обратил на это внимания. Не менее странно, что Соловьёв об этом тоже молчок. Как-то у него само собой эта тема получилось (наверно органически вытекла из сценария). Зато про пьянство, «баловство с наркотой» снято вполне сознательно. А ведь эти пороки всего лишь следствие бессмысленной жизни.

Справедливости ради надо сказать, что героине удается, казалось бы, найти смысл на Гоа, где она берёт на себя заботу о маленькой осиротевшей девочке. Но всё это настолько неубедительно сыграно и показано, что как-то мало верится в способность одноклассницы посвятить себя такому труду даже в райском климате, и даже на чужие деньги. Гораздо вероятней, что всё ей однажды в очередной раз надоест, и она тихо сольётся на другие острова и ещё куда.
Для сравнения вспомните эту сцену и почувствуйте накал и страсть жизни и долга:

image Click to view



О фильме «Судьба человека» я уже писал, правда,  в другой связи.

Не лучше молодых в фильме «Одноклассники» и представители поколения отцов, вполне задеревеневших в своём отупелом величии, достигнутом на ниве рыночной экономики. На фоне двух поколений деревянных «буратин», как бы живыми выглядят старые пьяницы - русский и поляк. Хотя трезвому понятно, что живут они не сами. Это водка (или что они там пьют) в них живет, а сами они так же заблудились, как и прочие, они и пьют-то поэтому.

Но оставим особенности подхода к творчеству, проблемы вдохновения и плоды этих художественных усилий, которые какими-то загадочными путями через авторскую невнятицу прорываются к зрителю.

Обратимся к реальной жизни. С 2010 года в России изменилось многое, даже территория, которая увеличилась. Разнообразная скрытая война, которую, не прекращая, вели против нас,  превратилась в открытую холодную войну. Вот-вот на улицах наших городов развернутся события, отрепетированные на киевском майдане.  И что? Всё это находит отражение, пусть даже неосознанное, в творчестве писателей, режиссёров и прочих интеллигентов? Где вы мастера культуры?! Просто покажитесь. Я даже боюсь спросить с кем вы? Боюсь увидеть ещё одного макаревича или ахеджакову.

Дорогие интеллигенты, представители творческих профессий, мастера и подмастерья, молодые и старые, судьба даёт вам шанс оправдать хлеб, который вы уже съели и ещё собираетесь съесть. Русскому народу нужен внятный, взвешенный голос патриотов. Ещё одного предательства вам, мастера культуры, никто не простит. Желаю творческих успехов.

культура, чисто личное

Previous post Next post
Up