История новогоднего и рождественского дарителя.
Авторский текст
Katalin ©
Сначала люди преподносили дары духам природы, а затем человек решил, что духи природы должны делать ему ответные подарки. Не просто чтобы послали дождь или хороший урожай яблок, а принесли что-нибудь ещё -
вещественное и запоминающееся, да ещё и в точно назначенный день :)
Изначально новогоднее дерево отождествлялось с определёнными природными божествами. Для них раскладывали еду под деревом, развешивали на ветвях ленты, а кое-где отдавали лучших красавиц (ледяные девы-невесты; одно из направлений развития образа Снегурочки). Потом стали забирать это дерево домой и часть съедобных даров переместилась на его ветви. Именно эти дары мы и стали называть "ёлочными игрушками", а то, что мы находим под ёлкой, называем "новогодними / рождественскими подарками".
Учёные оперируют терминами "антропоморфизм" (наделение предметов и явлений человеческими качествами) и "персонификация" (представление природных явлений и сил, предметов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в т.ч. человека, или признание за ними человеческих свойств). Я не раз в своих статьях приводила в пример труд А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу".
Человек нередко отождествлял духов природы с предками, основателями рода или причислял умерших предков к божествам. Так в разных традициях появились Отец-Время (Father Time), Отец-Зима, Мороз, Зима, госпожа Метелица и им подобные образы, которые постепенно связывались с новым годом и Рождеством.
Подробнее о некоторых мотивах см. в статьях
"Почему ёлка?" и
"Любимые сказки. "Снегурочка".
На этой открытке изображён старик с добрыми глазами, в обычной одежде. Разве скажешь, что это Святой Николай или Дед Мороз?..
Подарки, которые мы оставляем под новогодней ёлкой до того, как они попадут в руки одариваемых, съедобные ёлочные игрушки, которые возбраняется есть до того, как они побывают на ветвях дерева - это отголоски древних поклонений божествам природы. В некоторых религиозных традициях подобные обряды существуют до сих пор. Например, в индуизме* нельзя пробовать любую еду во время и после приготовления: сначала её предлагают соответствующим божествам или читают над ней определённые мантры (молитвы), и только затем её разрешается вкушать простым смертным.
*Индуизм - общее понятие, принятое некоторыми учёными; включает в себя несколько религиозных течений, распространённых на территории Индии (вишнуизм, шиваизм, брахманизм и т.д.).
Эти традиции существовали и на Руси, и в Западной Европе, и в Америке: никто не садился за обеденный стол, не помолясь. Хлеб не ставили в печь, не прочитав заговор или молитву, и обязательно перед выпечкой разрезали его крест-накрест. В некоторых семьях на разных континентах этих традиций придерживаются до сих пор если и не для всей приготовленной еды, то хотя бы для выпечки хлеба ("хлеб всему голова").
Подобные обряды освящения существуют не только в отношении еды: например, божествам предлагают не только подарки перед тем, как передать их в дар другому человеку, но и новорожденных детей.
Father Time and Baby New Year from Frolic & Fun, 1897. Фото из Википедии.
Поскольку для продолжения жизни, продолжения рода необходима пара (как и в человеческой жизни), все подобные персонажи впоследствии тоже её получили. Вспомним, что боги, которые спускались на землю в облике человека, выбирали себе для земной жизни определённую семью. Так, Father Time стал изображаться в образе старика рядом с Baby New Year, младенцем-новым годом. Дед Мороз получил Снегурочку (они тоже из одной семьи). Даже Санта Клаус очень быстро обзавёлся миссис Клаус, а в современных фильмах и мультфильмах, как я уже рассказывала, у них даже "нарисовались" дети.
Пара добрый Вайнахтсман - злой Крампус тоже вполне логична и тоже образовалась задолго до празднования Рождества: мир не может развиваться без противостояния добра и зла. Кое-где подобные образы соединяются в один, и даритель может выступать в двух ипостасях одновременно: для хороших детей носит за плечами мешок с подарками, а для плохих держит в руке розги. У Святого Николая в немецком фольклоре был суптник (слуга?), Кнехт Рупрехт, а в Голландии его заменил Чёрный Пит.
О праздновании Рождества я упоминал в статье про ёлку: определённые традиции сложились и устоялись только к началу 19 века, поэтому все легенды о рождественских дарителях возникли или окончательно сложились именно в 16-19 вв. Все, кроме одной.
The Three Holy Kings. Фото www.salvemariaregina.info
Самыми первыми рождественскими дарителями были волхвы (три короля из разных земель), а их подарками были ладан, смирна и золото, принесённые родившемуся Младенцу Христу. Волхвами называли в Древней Руси жрецов, а также мудрых стариков, волшебников, прорицателей, запомним это.
Волхвы "пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Евангелие от Матфея. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан - как Богу, смирна (мирра) - дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, - как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны "многие страдания и погребение" (...) Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии." (подробнее о волхвах и где Дары Волхов находятся сейчас см.
в статье Марии Винаровой).
Три Волхва (Три Короля) почитаются 6 января, в день Богоявления. В эту же ночь, с 5 на 6 января, итальянские дети последний раз в сезоне получают подарки, приносит их Бефана. О ней тоже подробнее можно узнать из рассказа, который вошёл в наш общий Сводный пост ФМ "Хочу наряжать ёлку!"
Бефана могла быть в числе волхвов (пастухов), которые шли поклониться родившемуся Иисусу, но по некоторым причинам не смогла к ним присоединиться. Потом она стала сожалеть об этом, и в День Трёх Королей, когда вспоминают волхвов, она на своей метле летает от дома к дому, ищет того самого Младенца и оставляет подарки всем детям, чтобы ненароком не ошибиться в своей жизни ещё раз. Этой же метлой она подметает дома тех хозяев, чьи дети весь год вели себя послушно.
В некоторых европейских регионах аналогом Бефаны является Перхта (Берта) - образ, связанный с зимним солнцеворотом. Он до сих пор известен в Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии.
Как можно узнать из рассказов о праздновании Рождества в европейских городах и сёлах, первые рождественские ёлки устанавливались в домах именно на радость детям. Поэтому сначала все рождественские подарки предназначались только для детей, а дарителями выступали старшие члены семьи.
Затем стали распространяться легенды о том, что подарки детям приносит Младенец Иисус (в некоторых традициях - Рождественское Дитя).
Где-то подарки приносят Рождественские Ангелы. Иногда они сопровождают основного дарителя и отвечают за рождественское дерево (отсюда - популярное навершие для ёлки в виде ангела).
До сих пор во многих европейских странах дети получают подарки ещё и 6 декабря, в день Святого Николая Мирликийского. Ему пишут письма или записки с пожеланиями, а он оставляет свои дары на подоконнике, опускает их через каминную трубу, кладёт в носочки или башмачки, оставленные у кроватей или камина. За это на подоконнике или на каминной полке дарителю оставляют еду (см.
"Подарки для послушных ребятишек").
В Нидерландах Sinterklaasavond отмечается 5 декабря. В Венгрии те подарки, которые планируется подарить 6 декабря, за несколько дней до этого отправляют...на подоконник. Идёшь по улице, а из окон всех домов на тебя смотрят игрушки, деды морозы, всевозможные печеньки и сладости :) Напрашивается аналогия с подарками на ёлке: прежде, чем они попадут кому-то, их должны "одобрить" свыше.
Хорошее поведение - это тоже своего рода подарок для наших покровителей: чем больше будет на земле хороших и добрых людей, тем лучше будет всем. Это должно поощряться с детства.
Постепенно подобные традиции стали переноситься на Рождество, и появился новый персонаж, приносящий подарки.
См. далее
"Кто приходит в зимний вечер. Часть 2".