Мыши - это моё самое любимое в балете "Щелкунчик"! © Copyright: Bettina Stöß
Казалось бы, что такого страшного или непонятного (или страшно непонятного) может быть в почти детском балете? Но вот подишь ты. Современные люди настолько современные, что их иногда не устраивают ни новые прочтения классики, ни старые, даже классические из классических.
В конце ноября из Германии пришла странная новость: Государственный балет Берлина (Staatsballett Berlin) заменил все предрождественские спектакли «Щелкунчика» на...«Дон Кихота». То есть ВСЕ показы балета П.И.Чайковского о рождественской кукле-принце отменили. Совсем.
Из-за чего:
Der „Chinesische Tanz“ im „Nussknacker“, hier mit Vladislav Marinov und Nanami TeraiFoto: Bettina Stöß
И ещё вот из-за этой красоты:
Haremsdamen, Körperschminke: Der „OrientalischeTanz“ im „Nussknacker“, hier mit Federico SpallittaFoto: Bettina Stöß *
Оригинальный балет был поставлен Мариусом Петипа при участии балетмейстера Льва Иванова на сцене Мариинского театра в 1892 году (кстати, премьера тогда не то чтобы провалилась, но было очень много отрицательных отзывов, если кто-то не знал о таком факте). В 2013 году реконструкцию этого спектакля воссоздали в Берлине два российских хореографа: Василий Медведев и Юрий Бурлака. Постановка стоимостью 1.5 миллиона (!) евро не просуществовала и десяти лет. И что же случилось с этим балетом в 2021 году в Берлине:
"Китайский танец показывает стереотипно семенящие шаги. В момент создания хореографии они не вызывали критических нареканий. Но сегодня мы должны это объяснить. Восточный танец с женщинами из гарема и солистом с коричневым макияжем на теле - это сегодня тоже нельзя выносить на сцену без объяснения. (…) В связи с актуальными дискуссиями о том, какой репертуар еще можно показывать в постколониальные времена, мы должны проверить, не будет ли сложностей с постановками в их первоначальной форме", - пояснила отмену "Щелкунчика" нынешняя глава Берлинского балета Кристиана Теобальд (цитата
отсюда).
То есть постановка Мэтью Борна - это у современных зрителей «вау!», а классика - это фсё, на помойку?..Я в культурном шоке. У толерантной немецкой публики и руководства театра возникли современные претензии к старинному спектаклю. И возникли ещё в 2015 году, когда якобы из-за жалоб зрителей перестали делать так называемый блэкфейс (красить в чёрный цвет лица актёров). И претензии возникли не только к «Щелкунчику»: под вопросом оказались некоторые сцены из балетов «Баядерка» и того же «Дон Кихота». Получила на орехи даже «Жизель»!...«Жизель»! Видите ли, покорные женские персонажи потустороннего мира не соответствуют духу нашего времени!..
Click to view
С «Дон Кихотом» в Берлинском балете разобрались: связались с цыганами с кем надо, получили соответствующие консультации и в программках написали для зрителей объяснения, почему кое-где всё именно так, а не иначе. Как-то так. Со «Щелкунчиком» возиться прямо сейчас не стали, но обещали, что с ним тоже что-нибудь порешают. Когда-нибудь.
Я сочувствую немецким любителям балета, честно, ведь щелкунчики - это для них почти родное, и не получить к зимним праздникам то, что кто-то, возможно, ждал целый год - это грустно и...странно. Странно, что в угоду нескольким страдают многие. Ну что ж, посмотрим, чем это в итоге закончится.
Оригинальная новость (на немецком языке):
здесь.
Другие материалы о щелкунчике (сказка, балет, кино) см. у меня по тегам «балет» и «щелкунчик» под данным постом.
О некоторых современных прочтениях балета «Щелкунчик» (взгляд из зрительного зала) я рассказывала здесь...
...и здесь:
О постановках Мэтью Борна, Михаила Шемякина, Джорджа Баланчина я рассказывала здесь:
Изумительную постановку Национального балета Нидерландов я упоминала здесь. Именно её я смотрю перед Рождеством вот уж несколько последних лет, хотя либретто там чудесно перекроено под день Святого Николая, который отмечается голландцами 5 декабря:
Кстати, если кто-то коллекционирует балетных «снежинок», то в берлинской версии они выглядят (выглядели -?) так:
© Copyright: Bettina Stöß
А ваши зимние праздники проходят со щелкунчиком или без него?
И нравится ли вам современное прочтение классики (любой) или предпочитаете «старое проверенное»?