Два невесёлых гуся

Nov 11, 2014 20:16

Авторский текст
Katalin ©



В начале прошлого века писательница Сельма Лагерлёф создала одну из своих известных сказок "Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige". На самом деле эта повесть была написана по заказу шведского Всеобщего союза учителей народных школ и стала официальным учебником по географии для первого класса. Чтобы написать такой "учебник", писательница путешествовала по Швеции и вдохновлялась произведениями других авторов. Повесть, о которой идёт речь, известна нам под названием "Путешествие Нильса с дикими гусями" (или в некоторых переводах "Чудесное путешествие..."). В СССР по её мотивам был снят полнометражный мультфильм, ставший одним из любимых в нашем детстве - "Заколдованный мальчик" (1955; продолжительность 43 минуты).

Вопреки убеждению тех, кто не читал эту сказку, Нильс и не думал "поступать благородно, спасая гуся". Наоборот: это был любимый мамин гусь, и между строк читается, что мальчик переживал - вдруг гусь улетит, и мама расстроится.

А гусь тоже не думал никого спасать. Просто так получилось. Но, как мы знаем, «случайности не случайны» ©



"Где-то над головой Нильса зашумели крылья. Это с юга на север летели дикие гуси. Они летели высоко в небе, вытянувшись правильным треугольником, но, увидев своих родичей - домашних гусей, - спустились ниже и закричали: 
- Летите с нами! Летите с нами! Мы летим на север, в Лапландию! В Лапландию! 
Домашние гуси заволновались, загоготали, захлопали крыльями, как будто пробовали, могут ли они взлететь. Но старая гусыня - она приходилась бабушкой доброй половине гусей - бегала вокруг них и кричала: 
      - С ума сош-шли! С ума сош-шли! Не делайте глупостей! Вы же не какие-нибудь бродяги, вы почтенные домашние гуси! 
      И, задрав голову, она закричала в небо: 
      - Нам и тут хорошо! Нам и тут хорошо! Дикие гуси спустились еще ниже, словно высматривая что-то во дворе, и вдруг - все разом - взмыли в небо. 
      Только белый молодой гусь, задрав голову кверху, стремительно побежал по лужам. 
      - Подождите меня! Подождите меня! - кричал он диким гусям. - Я лечу с вами! С вами!
 "Да ведь это Мартин, лучший мамин гусь, - подумал Нильс. - Чего доброго, он и в самом деле улетит!" 
- Стой, стой! - закричал Нильс и бросился за Мартином. 
      Нильс едва догнал его. Он подпрыгнул и, обхватив руками длинную гусиную шею, повис на ней всем телом. Но Мартин даже не почувствовал этого, точно Нильса и не было. Он сильно взмахнул крыльями - раз, другой - и, сам того не ожидая, полетел. 
      Прежде чем Нильс понял, что случилось, они уже были высоко в небе." (читать сказку полностью)

Этого свободолюбивого домашнего гуся звали Мартин. Когда они с Нильсом вернулись домой после необычного путешествия, то невольно подслушали разговор родителей мальчика:

"- Только вот одно я в толк не возьму - неужели он Мартина с собой увел? Собаку бы еще, это я понимаю. Собака - друг человека. А тут гусь какой-то! Гусь человеку не товарищ. 
      - Как это не товарищ? Еще какой товарищ! - крикнул Нильс и скорей захлопнул ладонью рот."

Но сказка закончилась, Мартин вернулся к своей Марте. Сначала он всё-таки хотел улететь и уговаривал на это даже своих детей, но в итоге вся гусиная семья осталась дома. Что с ними стало потом - можно только догадываться.

"Снова Нильс стал ходить в школу.  Теперь в дневнике у него поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться.
Гусята тоже учились, чему им полагается: как клевать зерно из деревянного корыта, как чистить перья, как здороваться с хозяйкой. Скоро они переросли Мартина с Мартой."

И только стая диких гусей продолжила свой путь, как и прежде.
 "- На юг! На юг! - звенят в воздухе птичьи голоса."

Лето давно закончилось, скоро закончится и осень. На календаре - 11 ноября, день Святого Мартина, одного из любимых европейских святых. Во многих странах в это же время проходят праздники урожая и фестивали молодого вина.

День Святого Мартина - последний праздник в году перед рождественским постом, поэтому проходит он...очень жирно и богато. И во главе стола - блюда из гуся. Тушеный гусь с яблоками, суп с гусиными потрохами, гусиный жир тонким слоем на хлеб - это кулинарные традиции нашего мира...Гусей держат в тесноте и кормят насильно, подавая еду через шланг, вставленный им в горло. Так люди получают фуа-гра - печальную гусиную печень, которую считают гастрономическим деликатесом...



Вооо-оон на том холме по преданию родился мальчик, ставший впоследствии Мартином Милостивым. Это Паннония, бывшая часть Римской Империи, а сейчас - окрестности венгерского города Дьёр. На вершине холма находится Паннонхальмское аббатство, второе по величине аббатство в мире. Подробнее об этом аббатстве см. мою статью "Путь лаванды. Часть 5. Паннонхальмское аббатство" (ссылка откроется в новом окне).



А это - вид с того холма на современный мир. Красиво, наверное, лицезреть, когда вечером в каждом доме загораются огоньки - что те фонарики, стремящиеся с грешной земли к небесам...



Шествие с фонариками - это центральный момент празднования дня Святого Мартина. Это действительно интересное зрелище: фонарики горят, люди поют, все счастливы! В некоторых странах дети ждут этот день не меньше, чем Рождество, сами делают фонарики, разучивают песни. Глядя на толпу движущихся маленьких "светлячков", забываешь обо всём мирском: только лучики света, мерцающие в темноте между землёй и небом, да редкие мысли о бренности жизни...



Считается, что эта традиция тоже восходит к одной из легенд: якобы однажды Мартин Турский потерялся, и люди пошли искать его с зажжёнными факелами. Сегодня факелы заменили на фонарики, а в некоторых городах во главе шествия идёт или даже едет на коне настоящий рыцарь. Рыцарь символизирует самого Мартина Турского, который в бытность легионером поделился частью своего плаща с нищим. Так гласит ещё одна легенда.



Однако, люди науки говорят, что обычай зажигать фонари появился сначала у протестантов в память о Мартине Лютере, а затем стал популярен и у католиков, потому что отец немецкой Реформации родился 10 ноября, а крестился 11 ноября, в день Святого Мартина.

11 ноября - это день погребения епископа Мартина Турского. Ну как не вспомнить здесь светлячков, которые зажигаются в память об ушедших душах? (ссылка на мою статью о мифологии Хэллоуина; открывается в новом окне). Кстати, в день Святого Мартина, после шествия с фонариками, дети тоже идут по домам собирать сладости и монетки!



Но при чём здесь гуси? А вот на этот счёт существует целых две легенды. По одной из них Мартин не хотел становиться епископом и спрятался в стаде гусей, но "почтенные" выдали его своим криком. Как интересно: считается, что примерно в такой же ситуации гуси спасли Рим, а здесь всё оказалось с точностью до наоборот (см. довольно интересное объяснение про гусей и Рим; ссылка открывается в новом окне).

По другой легенде, гуси своими громкими голосами помешали одной из проповедей Мартина, уже ставшего епископом, и он в сердцах воскликнул, что, дескать, гуси мои гуси, место вам теперь только на обеденном столе. Хотя Святой Мартин считается в том числе и покровителем домашних животных.

Существуют и более практичные объяснения традиции подавать в этот день на стол соответствующие блюда. Конец осени, все сельскохозяйственные работы закончены, крестьяне могут менять хозяев; собран последний урожай, по его итогам проводятся шикарные ярмарки. Люди готовятся к зиме, в хлевах и птичниках не хватает места, хочется сэкономить на корме для животных. Работники нередко получали плату теми же гусями, которые издавна использовались в виде "живой валюты". В итоге люди вроде бы снова счастливы, все празднуют, а бедным птицам не везёт и так, и этак.

В общем, когда пытаешься всё распутать, то, как всегда, запутываешься ещё больше. Например,в некоторых европейских регионах сегодня отмечается "медвежий день" ("медвежий вечер"). Считается, что именно в этот день медведи погружаются в зимнюю спячку.

В амвросианском обряде (некоторые епархии в Швейцарии, Италии, в т.ч. в Милане) в следующее воскресенье после дня Святого Мартина начинается Адвент, который продолжается 6 недель. Адвент в римском обряде (католическая церковь и некоторые протестантские деноминации) занимает примерно 4 недели и начинается позже: он отсчитывается от 4-го воскресенья, предшествующего Рождеству.

Вот так таинственным образом сплелись воедино несколько легенд, несколько традиций: гуси, медведи, два Мартина, вино, урожай, фонарики и детские мечты...Преддверие Адвента...

Люди, давайте любить гусей! И тогда кто-нибудь полюбит и нас.

image Click to view



При написании статьи использовались собственные исследования, а также материалы сайта marant.de

бабочки и светлячки, фонарик, виноград и вино, Паннонхальма, праздник, мир глазами вегетарианца, гуси, сказка, мультики, Святой Мартин

Previous post Next post
Up