Три билборда в тумане у ветреной реки

Feb 24, 2018 09:01



Постер и начальный кадр фильма "Девушка в тумане".

Все фото - из открытых источников Интернет. Все активные ссылки открываются в новом окне.

"У всего есть смысл, даже у плохих вещей", - это цитата из фильма "Девушка в тумане", но она на 100% подходит и к двум другим картинам, о которых я попытаюсь сейчас рассказать.

"Three Billboards Outside Ebbing, Missouri /Три билборда на границе Эббинга, Миссури" (Великобритания, США, 2017). Если честно, я редко смотрю картины, вокруг которых поднимается много шума и которым пророчат все призы мира. Меня только это уже отталкивает и мешает сосредоточиться. Например, "Форму воды" я не смотрела и смотреть не буду: здесь меня не привлекает и тема, и её воплощение и вообще всё, что с этим фильмом связано, включая обвинения в плагиате.

"Три билборда..." я тоже, честно говоря, смотреть не собиралась, потому что не могла прочитать про него ничего внятного. Я редко читаю подробности о фильмах, которые собираюсь посмотреть, но здесь мне нужно было хотя бы по намёкам понять, на что придётся потратить это самое время. И выходит, что никто ничего толком не может рассказать об этом фильме и чем-то особенным заинтересовать. Решилась я только после того, как в одной из рецензий вычитала, что у "билбордов" странный финал, и в ещё одной рецензии заметила, что этот фильм сравнили с ранее вышедшим фильмом "Ветреная Река": мол, "Ветреная Река" лучше, а тему раскрывает ту же. А через "Ветреную Реку" я вышла ещё и на "Девушку в тумане". И вот теперь, когда я посмотрела все 3 фильма, которые кое-кто из зрителей связывает между собой, я попробую сказать на эту тему несколько слов. Смотрела я в таком порядке: "билборды", "туман", "река". Как оказалось лично для меня, это был правильный порядок.

"Три билборда..." - это и есть первый фильм, который я смотрела в паре с "Окча", так получилось. И если честно, то корейский фильм своей недосказанностью и незаконченностью тронул меня больше, хотя "билборды" уже взяли много "Золотых Глобусов" и прочих призов, в т.ч. за сценарий. Эти призы меня перестали интересовать после того, как я узнала, что сценарист, проезжая когда-то по неким штатам США, увидел три реальных билборда о нераскрытых преступлениях. Т.е. выходит, это не его идея и она не настолько оригинальна, как пытаются её преподнести. Кстати, "Форма воды" по уже полученным наградам сейчас идёт далеко позади "билбордов".

Мартин МакДона, режиссёр "Трёх билбордов...", снял только три полнометражных фильма. Одним из них является "Залечь на дно в Брюгге", десятилетие выхода которого недавно отмечали все его фанаты. Если честно, то мне больше нравится другой фильм, к созданию которого он приложил руку и где режиссёром был его брат: "Однажды в Ирландии". А вот с "Брюгге..."...что-то для меня не так.

Обсуждая "Три билборда...", зрители разделились на фантов МакДона и на всех остальных. Все фильмы этого режиссёра начинают сравнивать между собой, радуются его возвращению и т.д. и т.п. Говорят, что он сохранил свой режиссёрский стиль и триумфально вернулся. Ничего не имею против, но я уже рассказывала о фильме "Дюнкерк": его снял Кристофер Нолан, режиссёр "Интерстеллара" и "Тёмного рыцаря". Похожи эти три названных фильма друг на друга? Нет, "Дюнкерк" - это нечто особенное! Вот и здесь я была бы больше обрадована, если бы у МакДона получилось нечто особенное, отличное от "Брюгге...", но через 10 лет стиль и взгляды на жизнь остались у него такими же. Ещё раз подчёркиваю: для фанатов данного режиссёра это плюс.

Ещё одно небольшое разочарование лично для меня - Фрэнсис МакДорманд в главной роли. Это титулованная супруга одного из братьев Коэнов, которой уже 60 лет и которая по возрасту не подходила на эту роль (якобы она хотела от неё отказаться, но супруг настоял). В 1997 году она получила "Оскар" за главную роль в фильме "Фарго", который оставил меня тогда в полном недоумении и бесконечном разочаровании. В "билбордах" я не заметила никакой выдающейся игры, показанной этой актрисой: сдаётся мне, она просто внешне очень хорошо подходила под данный типаж алкоголички несчастной женщины. Даже её походка напоминает о "Фарго", что мне тоже не понравилось, т. е. и актриса сохранила свой стиль. Тем не менее, она уже получила несколько призов за главную роль в фильме "Три билборда...", ждём церемонию "Оскар".

О чём, собственно, повествует сам фильм. Во всех описаниях говорится только о том, что некая женщина арендовала три заброшенных рекламных щита на дороге, по которой почти никто не ездит, чтобы намекнуть местному начальнику полиции о том, что он ничего не сделал, чтобы раскрыть преступление, произошедшее несколько месяцев назад (жестоко была убита дочь этой женщины, но об этом только говорят на словах, сцены убийства в фильме нет). Так вот: Вуди Харрельсон в роли начальника полиции местами вызывает, на мой взгляд, больше симпатий, чем сама эта женщина. Мне вообще этот актёр стал сейчас нравиться больше, чем когда он был помоложе. Особенно после первого сезона сериала "Настоящий детектив" (2014), где сыграл в паре с Мэттью МакКонахи.

Думала ли несчастная женщина, чем может обернуться эта затея для неё, для начальника полиции да и для всех жителей небольшого городка? Нет, не думала. Ей вообще мысль о билбордах пришла ни с того ни с сего и непонятно как (в фильме есть сцена "прихода мысли").

И вот появились эти обновлённые щиты на дороге. И закопошились все, как муравьи, и разделились тоже на два лагеря: сторонники и противники. Вот только копошение это какое-то странное, а местами уж очень странное. Да и начальник полиции тоже оказался себе на уме. Сначала мне понравилась идея с его письмами - понравилась в тот момент, когда я смотрела фильм. А потом, через день после просмотра, когда я стала всё осмысливать, то подумала: а к чему всё это было? Разве что обновить сюжет и помочь одного плохого героя сделать хорошим. Герой этот тоже особенный: быть настолько странным да ещё и при этом служить в полиции, а потом вдруг настолько прочистить себе мозги и стать уже нестранным...такое бывает? Оказывается, да. Вот здесь я согласна с разными киноакадемиками, которые решили, что Сэм Рокуэлл достоин 3 премий за лучшую роль второго плана в этом фильме. Он уже эти премии получил, в т.ч. "Золотой Глобус", ждём церемонию "Оскар" (UPD. Он получил и "Оскара").

Я согласна и с тем, что "самым нормальным и понятным", как пишут в некоторых рецензиях, оказался в этом фильме герой-лилипут, которого сыграл Питер Динклэйдж. Лишь только он выражается нормальными словами, изъясняется понятно, прямо и без всяких намёков. Остальная речь в фильме - в большинстве по своей сути нецензурная, но выраженная более-менее литературным языком, если я доступно объясняю. Я знаю, что в сети есть русскоязычная озвучка с настоящей нецензурщиной. Так вот она, говорят, разъясняет суть происходящего лучше, чем цензурный дубляж. Не сомневаюсь, потому что без поллитры и мата в этом фильме действительно разобраться сложно (не зря по ходу фильма люди разного возраста постоянно что-то пьют). Вот такой мой вердикт.

Тема-то может и серьёзная, но раскрывается она как-то странно. Вернее, она и не раскрывается вовсе и раскрыта не будет. Это просто американский фильм об американской жизни, немного не похожий на все остальные американские фильмы (потому что его снял британский режиссёр или по другой причине?) Картина имеет открытый финал, который абсолютно ничего не разъясняет и ни к чему толком не подводит. И вот здесь можно перейти к следующему номеру нашей программы.

"La ragazza nella nebbia /Девушка в тумане" (Италия, Германия, Франция, 2017).



Об этом фильме я вообще ничего не знала раньше. От слова "вообще". Перед просмотром глянула только на постер, где увидела Жана Рено и Тони Сервилло (а этот фильм тоже "звёздный"). Я даже не знала, что это итальянский фильм. Это режиссёрский дебют Донато Карризи, который снял данный фильм по собственной книге (он же и написал сценарий).

С самой первой секунды - просто бальзам на душу: насколько же всё-таки европейские фильмы отличаются от американских! Я замечаю это всегда и пока что никаких исключений из этого правила для себя не нашла.

Тема действительно похожа на "билбордовскую": молодая девушка перед Рождеством выходит в туманный вечер из дома и исчезает. Ведётся расследование. Очень интересное расследование. Хотя может показаться, что первый час фильма ничего не происходит. Собственно, с "билбордами" такая же история: фильм идёт 2 часа, а первые 60 минут все только нехотя раскачиваются и хочется всю эту нудоту промотать. В итальянском фильме так только кажется, а на самом деле - все и всё при деле.

Финал потрясающий! Интереснее, изящнее и красивее, чем в "билбордах". Очень внимательный зритель, находя во время просмотра то там, то тут некоторые паззлы, сам может к концу фильма кое-что из них сложить, но...задел для размышлений тоже есть.

Если про "билборды" мне захотелось сразу забыть, то "Девушку в тумане" я готова была пересмотреть сразу же ещё раз. Такого со мной давно не было. В этом фильме для меня почти идеальным оказалось всё, от начала до конца, в т.ч. музыка и красиво произносимое на итальянском языке название. Когда я узнала, что эту картину относят к жанру нуар, я несколько удивилась: классический нуар я на дух не переношу, а здесь его даже не заметила. Боюсь ошибиться, но кажется "Девушка в тумане" получила главный приз какого-то фестиваля нуар-фильмов.

Что касается "Ветреной Реки", с которой кое-кто в первую очередь сравнил "билборды". Здесь опять же общей можно считать только главную тему, но не сами "внутренности" фильма.

"Wind River /Ветреная Река" (США, Канада, Великобритания, 2016)



Поностальгировала...УзнаЁте? Справа - кадр из фильма "Танцующий с волками".

Картина получила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля-2017 в номинации "Особый взгляд. Лучший режиссёр" и Приз зрительских симпатий на кинофестивале в Карловых Варах. Сценарист тоже получил несколько наград, а сама картина вошла в десятку лучших фильмов 2017 года по версии "National Board of Review".

Сам фильм на первый взгляд прост как 5 копеек, можно с житейской точки зрения и при внимательном просмотре тоже многое понять и просчитать некоторые ходы. Однако, он психологически тяжёлый: тяжелее и намного жёстче, чем оба, названные выше. Здесь нам покажут всё...и даже больше. Думаю, поэтому некоторые сцены в нём очень просты и немногословны, чтобы не усложнять и не утяжелять происходящее, чтобы была некоторая разрядка и можно было перевести дух. Так что "особый взгляд" здесь действительно есть, а структура фильма, на мой взгляд, правильная.

Тема та же: погибает молодая девушка. Однако, есть одна существенная деталь: это происходит на территории индейской резервации, а в титрах в начале и в конце фильма говорится, что он не то, чтобы основан на реальных событиях, но имеет под собой реальные факты.

Так вот, если сравнивать два фильма про Америку - "реку" и "билборды" - то "река" в реальности оказывается глубже и шире во всех смыслах. Таково моё мнение. В "реке" даже само действие происходит на очень большой территории, а не на двух соседних улицах, как в "билбордах", и это тоже влияет на восприятие картины.

***** ***** *****

Резервация Уинд-Ривер ("Ветреная Река") - одна из реальных индейских резерваций, расположенных на территории США, в которой на сегодняшний день проживает около 27 тысяч человек. Современные проблемы таких резерваций - безработица, алкоголь, наркотики и самоубийства. А ещё - пропавшие индейские девушки и женщины, но эта проблема почти никого не волнует. Собственно, на неё и обратили внимание создатели данного художественного фильма.

***** ***** *****

Я заметила, что все названные фильмы начинают обретать свой смысл...когда в них ничего не происходит. Когда вдруг наступает тишина и никто не говорит ни слова. Когда зритель остаётся один на один с этой тишиной, когда видит перед собой лишь нечто или кого-то, когда одна-единственная деталь заставляет его думать и даже кое-что понимать. Собственно, это относится к любой киноленте.

Такое же озарение пришло ко мне и во время просмотра "Ветреной Реки". Там есть эпизод в конце фильма, когда отец погибшей девушки, индеец, сидит на заднем дворе, на земле, на снегу. К нему приходит друг, садится рядом и нам показывают эту сцену через пустые детские качели. Они сидят лицом к дороге, по которой проезжают машины, а сзади них - эти пустые детские качели. Очень похожая сцена, но в первой части фильма, есть в "билбордах": качели с видом на дорогу, на которой установлены эти самые рекламные щиты. Только самый внимательный и чувственный зритель сможет проникнуться этими качелями, подумать, как и с чем они могут быть связаны и как через них можно понять смысл фильма. Для остальных "синие занавески"- это всего лишь синие занавески...



Окончательный итог: не всегда имеет смысл сравнивать одно творческое произведение с другим. Каждое произведение самодостаточно. Те же "Три билборда...", если взять их как отдельно стоящий фильм - это стОящее кино в определённом смысле. Такие фильмы - редкость, поэтому они заметны и остаются в списках, рекомендованных к просмотру. А вот уж при просмотре...у кого как пойдёт. К слову сказать, фильм этот, оказывается, воспринимается многими как комедийная драма, наполненная чёрным юмором! Я до такого во время просмотра не додумалась. Как не заметила и того, что картину снял британский режиссёр (только после просмотрела узнала, что он и есть тот самый МакДона).

Современный нуар "Девушка в тумане" когда-нибудь станет классикой. Удивительный фильм, который остаётся в моих личных списках. Если из "билбордов" я не могу вспомнить ни слова да и речь многих героев там бессвязна и бессмысленна, то итальянский фильм можно разобрать на цитаты, настолько они глубоки.

Особое место уже занял в истории кинематографа нео-вестерн "Ветреная Река". Фильм-размышление, фильм-символ, фильм-притча. Его мудрость лежит ещё глубже. Из всех современных вестернов это третий после "Танцующего с волками" (1990) и "Железной хватки" (2010), который лично я могу так особо отметить. Плюс ещё ремейк "Великолепная семёрка" (2016), достойный оригинала; см. мой отзыв "Семь самураев по-американски".

Хоть мне и тяжело было смотреть эту "реку", но я с детства люблю фильмы "про индейцев" и сейчас очень интересно было узнать, к чему привела вся эта "романтика Дикого Запада". Я рада, что нашла этот фильм, а помогли мне в этом, как ни странно, "Три билборда...". А вот, кстати, "Железную хватку" сняли братья Коэны, один из которых, напомню, является супругом актрисы, сыгравшей главную роль в "билбордах". Так что всё в этом мире связано, как ни крути, все мы под одним солнцем ходим...

"Зло тоже имеет смысл" ("Девушка в тумане"), но "в этом мире зло не победит" ("Ветреная Река").



Италия, кинозал, индейцы, день Сатурна, Великобритания, музыка, личное мнение, США и Канада

Previous post Next post
Up