Десять лет назад со мной произошла (вернее, три года происходила) история, которая во многом определила меня сегодняшнюю. Она меня многому научила, заколила и показала, что целей нужно добиваться и выход есть всегда, даже если кажется, что ты проиграл. Также я поняла тогда, что есть люди, которым не все равно. Эта история не дает мне покоя. И сегодня я расскажу ее вам. Немного о любви, немного о целях и их достижении, немного об обиде, немного о несправедливости, и много - о вере в себя и в другого человека.
Когда я училась в 8-ом классе, к нам пришла учительница русского языка Светлана Васильевна Храмеля. Она была очень сурова. Она была и остается блестящим профи. Я в нее влюбилась. Безответно. Я видела в ней "наше все", гуру и человека, который сможет дать мне, жаждущей и ищущей, все и еще больше, а у нее были другие любимчики. Я страдала и понимала, что ее расположения могу добиться только если покажу, как я искренне люблю ее предметы.
В начале 9-ого класса она предложила трем моим одноклассницам написать работы для районной научно-практической конференции. А мне - нет. Я подошла к ней после урока и сказала, что тоже хочу участвовать. Она ответила: "Это мне не очень интересно, но ладно, попробуй".
Через год с дистанции сошла одна из ее любимиц, потом вторая. В 11 классе Светлана Васильевна работала только со мной. Мы выбрали непростую тему: сравнительный анализ творчества Антона Чехова до и после его поездки на остров Сахалин и одноименной книги очерков. Это была серьезная исследовательская работа, которую я писала три года (в 9-ом классе анализировала досахалинский период, в 10 - послесахалинский, в 11 все свела воедино, дополнив диаграммами, схемами, таблицами). Мне и сейчас не стыдно за эту работу. Знаете, как бывает: пишешь ты статью в 20 лет, а когда перечитываешь ее в 25, думаешь: ну и бред! А с той нашей работой иначе. Спустя 10 лет смотрю и думаю: как я смогла проделать такое?
На конференции в 9-ом классе я не получила ничего. Не расстроилась: первый блин комом, да и тема не очень сложная была. В 10 классе мы с учителем работали уже более серьезно над темой (она поверила в меня!), правили, редактировали, я выступала перед ней вечерами после уроков... Я жила этой темой. Тогда мне дали только похвальную грамоту, которая не дает права ехать на городскую конференцию. Было обидно, потому что в работу мы вложились изрядно.
В 11 классе я уже железно знала, что пойду на журфак, писала статьи вовсю, и продолжала заниматься научкой. Летом отказалась от поездки с мамой на море и просидела в библиотеках, изучая, читая, сопоставляя. Мне нравилось то время! Это было здорово: искать и находить, писать работу о жизни и творчестве любимого автора, человека, который для меня были и является примером мужества. Да еще и работать над темой с Учителем, которого я безумно люблю. Счастье в чистом виде!
Готовясь к третьей конференции с серьезной, как я отметила выше, работой, мы были настроены на результат. Нам нужен был диплом и выход на город. На меньшее мы были не согласны! Мы работали до 11 вечера, ежедневно оттачивая текст и мое выступление, я корпела над презентацией (слайд-шоу) ночами и знала о Чехове и его поездке на Сахалин ВСЕ!
Светлана Васильевна была в комиссии районной конференции. Если другие учителя были за своих учеников, подсуживая им, то Храмеля никогда. Я даже обижалась на нее за ее принципиальность. Но она объяснила мне, что у каждого человека должны быть принципы и иногда нужно быть стойкой как кремень. "Объективность - очень важное качество для будущего журналиста!" - говорила она мне.
Я выступила блестяще, сорвала аплодисменты (ах, предвкушала победу!). Комиссиия объявляет решение. Мне не дали НИЧЕГО! Даже похвального листа. Я плакала, наверное, неделю. От обиды, беспомощности, злости и нестправедливости. Храмеля была в ярости, она ходила сама не своя. Представьте: школа, смех, гам, и только два опущенных серых человека ходят безучастно: Учитель и его ученик.
Это было очень тяжелое время, ведь мы поставили все на кон. Нам нужно было участие в городской конференции, которая в тот год приравнивалась к республике, потому что на проведение республики не было средств у минобразования. И Светлана Васильевна нашла выход. Она договорилась с редактором журнала, который выпускал Минский дворец детей и молодежи (я была автором этого журнала), что я пойду на городскую конференции от МГДДиМ, но буду представлять свой район. Он согласился (спасибо!). Мы переделали титул, на котором вместо имени моей Светланы Васильевны написали имя нового научного руководителя, еще раз отредактировали текст, я доработала презентацию и поехала на город.
В этот раз не рассчитывала на победу. Мне было уже почти все равно, столько слез я выплакала после "поражения" на районе. Я просто устала. Выступила сдержанно. Ожидать результатов ушла в кафе. Вернулась, когда начальник комиссии уже говорил какие-то вводные слова. Объявляют имена победителей, меня в списке нет. Остается одно имя - первое место. Мне уже интересно: ну кто же, кто? Работы были сильные, мне многие понравились. И тут называют мое имя. Я даже не сообразила, что нужно выйти, взять призы и что-то сказать. Я была в шоке. То, что победила, несмотря ни на что, я осознала, наверное, через неделю...
Работы тех троих учеников, которых выдвинула на город районная комиссия, не взяли ничего. Ни одна работа не взяла даже похвальной грамоты. А моя, отвергнутая комиссией, взяла диплом первой степени на городской научно-практической конференции. Светлана Васильевна была рада до безумия, она смеялась и пританцовывала. Теперь по школе ходили два немного растерянных улыбающихся человека: Учитель и его ученик.
Через месяц от другого учителя русского языка и литературы я узнала, что собирали районный педсовет из учителей русской филологии, вынесли выговор представителям комиссии, а начальника депримировали.
Но это совершенно неважно. Главное в этой истории, что мой Учитель верил в меня. Даже когда я проиграла, Светлана Васильевна знала, что наша работа достойна большего. Она отказалась от всех премий и почестей, отдав свою работу другому человеку, но она показала мне на деле, через боль и слезы, что если поставила цель - достигай. Если хочешь победить - работай годами и побеждай. И верь. Верь в себя.