Большой Зеленчук. Окончание.

Jun 01, 2008 22:58

Пять двоек. Пять катов. Одиннадцать человек. Десять сплавщиков и водитель. Идеальное соотношение для покатушек и тренировок на несложных горных речках.

Но в первый же сплавной день эта идиллия была нарушена.

Зеленчук - несложная река. Она в совершенстве подходит для отрабатывания навыков для новичков, освоивших управление катамараном на более-менее спокойной воде. Но горная река - есть горная река, со всеми своими причудами и особенностями. И, как и на любой реке, бочки и камни - не самое страшное, что подстерегает водников и их суда. Самое опасное - это завалы и расчески - поваленные деревья, которые полощутся в воде. По закону подлости, они обретаются в самых веселых местах - на прижимах, там, где основная струя течения бьет прямо в охапку вытаращенных в твою сторону острых кинжалов-веток, и утягивает за собой под толстый ствол поваленного древа все, что проплывает рядом.

Прохладным утречком, собрав лагерь и погрузив вещички в машину, мы ненадолго попрощались с Кристоффом, который должен был вслед за нами ехать вдоль Зеленчука, и, поочередно стартуя, пустились в плавание.

Как же соскучились руки по веслу! Первые движения, чуть не уверенные, еще на грани неосознанных… Твоя подкорка еще уверенна, что ни один человек в здравом уме не покинет по своей прихоти твердую землю… ))
Покачивание в упорах… Задница чуть елозит по банке, проверяя удобство и уверенность посадки. Вестибулярка приноравливается к хаотичному нырянию тела вверх-вниз, а глаза…, глаза - вперед, и только вперед, неистово высматривая все, что даже просто намекает на опасность для судна. Осваиваемся…))

Стартовали на Псыше, немного выше его слияния с Кизгычем. Вода - почти болотного оттенка. Небольшие шиверки с отдельно сидящими камешками. Основная струя плавно переходит от берега к берегу, поворот за поворотом.

За третьим поворотом обнаружили первую неприятность. Ребята на «рафтмастере» - двойке не вписались в проход между расческой и комлем другого дерева, и с разбегу нанизались на ветки.
Все живы, все целы, но кат поврежден. Таким образом, одна из пар снялась с маршрута, практически его не начав, и отправилась грузить кат на машину и переезжать на место нового лагеря.

Не раз за эти дни мы проходили эту стрелку - слияние двух рек, Псыша и Кизгыча. И каждый раз это зрелище меня восхищало. Два потока разноцветной воды - синей и зеленоватой - как две полосы одной дороги с односторонним движением… .

Архызская шивера. По нашей большой воде - это была всего лишь сильная струя, на крутом, S-образном участке, с полубочкой вначале, прижимом к левой опоре моста и подкручивающим прижимчиком к скале на выходе. Замечательные вальчики на выстреливании из-под мостика радовали качельками. И только когда немного упала вода, раз на третий, пожалуй, мы увидели что левая опора (глядя сверху вниз по течению) по всей своей протяженности утыкана хищно торчащими арматурными прутьями…. Слава богу, что туда никого ни разу не прижало…!

А дальше снова - камни в русле!

Разные экипажи ходят по-разному. Кто-то понимает друг друга без слов (мы таких высот мастерства, естественно, еще не достигли :-), кто-то громко кричит, подбадривая себя и товарища звонкими командами. Я, например, предпочитаю негромко и спокойно проговаривать все, что надо делать не только Янке, но и мне самому. «Лево нос… Право нос... К зацепу… Зацеп!» Интенсивность действий зависит, как правило, от тона голоса. Тише - спокойней, громче - сильнее, резче! Мы уже с ней привыкли к этому. Ей спокойнее, когда она почти все время слышит мой голос, а я мониторю вслух все что вижу и рассуждаю - куда и как идти.

Прогон Архыз - Первый взрывной, это бесконечная череда шиверок и расчесочных створов, которые следуют один за другим. Слалом - ворота, ворота - слалом. Рай для тонкой тренировки. Неспешно, вдумчиво, всегда есть время, чтобы все нормально разглядеть и принять решение о линии движения. Лечь - просто негде. Но зато - немерянно мест, где можно хорошо посидеть на камешках или «причесаться» ;) .

Мы шли по принципу взаимостраховки. Первый проходит сложное местечко, встает в улов, дожидается появления остальных. Дальше первым идет следующий экипаж.… И так - постоянно меняясь. Опыт сплава был у всех, но ребята из Латвии только-только пересели со своих «латышских двоек» на классические каты, поэтому им было пока все внове и непривычно. Но они удивительно быстро осваивались!

При чалке на перекур в одном из уловов к нам подошел местный мужичок в форме егеря-охранника заповедника. Очень спокойно и доброжелательно поинтересовавшись, не собираемся ли мы здесь вставать лагерем, он сказал, что если надумаем - «милости просим», с единственной просьбой - вывезти за собой мусор и костры разводить только в старых костровищах. Пожелал удачи.
Мы еще не раз встречали потом этого мужичка - начальника Архызского участка, он мотался на машине вдоль берега, отслеживая, кто, где и как стоит, бродил по лагерям, разговаривая с людьми… Вообщем, делал человек свою работу за совесть, при этом никому не создавая лишних проблем, типа поборов «за пребывание в охраняемой зоне». Полная уважуха и респект!

«Первый взрывной» мы «узнавали» несколько раз до того, как все-таки до него дошли. Эти небольшие полупорожки - полушиверы похожи, как зайчики одного помета, ориентируешься только по береговым приметам.

А вот «Второй взрывной» шли уже с фото- видео- съемкой, и даже ставили морковку на берегу (первый раз…). На выходе из первого слива, в который надобно просто ровно вписаться, основная струя несет тебя ровнехонько на острый камень, который так и называется - «Ежик». Об него прекрасно порются баллоны неосторожных катамаранов. Причем с воды он - не виден, и даже с берега едва-едва угадывается по большой воде.
То есть, надо резко уходить со струи или вправо или влево и дальше аккуратненько обходить «Ежика» стороной.

Мы с Янкой проскочили вперед, и, с удовольствием покачавшись на выходных валах (я получил ведро воды в морду и веткой в глаз  ), встали на страховку в улово.
Все благополучно проскочили порог, каждый выбрал свою траекторию, и через метров двести зачалились возле симпатичной поляночки, на которой решили разбить лагерь. Дальше - только «Пушка». Это уже следующий этап.

Чем хороши Кавказские покатушки…? Тем, что можно достать из машины окромя, собственно, своих вещей еще стол, сборные стульчики, массу других, полезных на привале прибамбасов и расположиться с чувством, с толком, с расстановкой! 

Лиза со Славкой решили, что их кат до дома невосстановим, и благодаря этому мы получили (сами того не желая) двух «постоянных дежурных» в лагере, за что были им безмерно благодарны.

Моросящий перманентно «дождик сопровождения» от нас не отставал. Правда, периодами он прекращался, и серость, словно специально для фотографов отступала, позволяя сделать замечательные снимки.

Едва залив в себя утренний кофе, побежали смотреть «Пушку». Мой бог, ну почему людям при виде серьезного порога всегда так хочется в сортир? 

Вообщем, она была хороша! Длинный порог с несколькими бочками, представляющими некую теоретическую опасность, и массой обливняков, на которые выезжать весьма не рекомендуется… Протяженный порог - это вообще редкость для таких рек, обычно сильные падения воды локальны. Во второй части порога - расширение реки с делением на две протоки и полузалитым водой скопищем камней посередине, на которые постоянно кто-нибудь садился. Когда мы подошли по берегу к этому месту, там уже отдыхал одинокий каяк без каякера… :)))

На выходном сливе, там, где встречались две протоки, всех идущих ждала небольшая полубочка, и резкий поворот на 90 градусов с плавной чалкой к берегу. Прямо к воде спускалась неведомо откуда взявшаяся здоровенная бетонная лестница.

На первый проход Пушки пошли мы с Янкой, два капитана на одном кате - Грей и Дудаич, и - самый «мощный» экипаж мужиков - Фома и Фрике. Все - чисто, чинно, аккуратно и благополучно!

Поднявшись по лестнице вверх, мы несколько обалдели от той картины, которая нам представилась перед глазами. Масса автобусов, машин и машинок, море палаток и куча людей - вот что представляет собой лагерная поляна над Пушкой. Жизняка тут, имхо, разумеется, должна быть адская - стоять лагерем, зажатым на маленькой полянке между дорогой (за дорогой сразу же крутой горный склон) и рекой - дров нет, туалета нет (пару-тройку оборудованных я заметил, но на 200-300 человек это как-то несерьезно)… Постоянный гомон, снующие туда-сюда толпы народа… Брр... Не мои монахи!

После прохождения Пушки наша команда решила разделиться для выполнения «важных правительственных поручений». Два ката - мы с Янкой и Фома с Фрике решили идти вниз по реке дальше, сколько пройдем, а остальные на бусике за это время смотаются быстренько до «населенки», сделают «регистрацию иностранцев» в местном ФСБ и забросят часть народа в лагерь на планируемую дальше Кубань. Потом вернуться за нами и перебросят туда же. Главная беда нашей компании была в том, что мы все просто не помещались в машину, ни по факту, ни по ПДД. А иметь головную боль и платить «лишние» деньги ДПС-никам, разумеется, никому не хотелось.

Это был очень непродуманный ход, как выяснилось в дальнейшем. Впрочем, все по порядку.

Попрощавшись с ребятами, мы вчетвером отправились в дальнейшее плавание по Зеленчуку. Спокойно проскочили пару шивер и еще один из «Взрывных», по всей видимости - четвертый, или какой он там, по номеру…

Мы с Янкой встали под какой-то островок и приготовились ждать ребят. Две минуты… Пять… Уже напрягает. Я подтащил катамаран на берег, и, оставив Янку на месте, тронулся пешком по острову с мыслью глянуть за предыдущий поворот - куда же они там делись?
Через минутку увидел Фому, бредущего по колено в воде с печальным видом и машущего руками - «Ша, приехали! Пропоролись!»
Они налетели на бетонный останец старого моста и очередной (на реке их, похоже, немеряно!) арматуриной пропороли баллон. Едва зачалились, не без помощи рядом стоящей на берегу группы, среагировавшей, надо сказать, моментально и бросившейся на помощь. Огромное спасибо ребятам!

Героический кат, получивший пробоину, Фома с Фрике потихонечку дотащили до нас. И вот, ситуация - голый берег реки, травянистая полянка, четыре дерева-не-лес, дров ноль, вещей почти ноль, два ката, четверо человек, кукующих в ожидании машины. Время - час дня. Дождь. Температура воздуха за бортом - градусов 8-10. Все в неопрене.
Вещей почти ноль - это потому что я буквально выхватил из уезжающей на Кубань машины сумку с моими и Янкиными переодевными шмотками. Но эта переодевка - на пять минут, просто сухое, без теплого… Конечно же, мы мигом переоделись, все поприятнее. Ребята остались в чем были - неопрен и спасы.

- Фома, - говорю, - а когда тебе Грей пообещал вернуться…?
- Часа через три.
- И мне - через три, - заметил меланхолично Фрике…
- Так, - говорю, - значит в целом они будут часов через шесть. Готовьтесь!

Сначала это и в самом деле выглядело как шутка! Но, только первые часа четыре - пять . Неумолимо близился вечер. Температура за окном у нормальных людей в этом районе стремительно падала в сторону нуля…

Собирая буквально по каждой веточке костер, мы облазили в радиусе километра весь берег. В нашей сумке обнаружилась Янкина бумага для эскизов - в совокупности с зажигалкой, которая всегда присутствует - мы ж люди курящие - получили едва дышащий под дождиком костер.
Ситуация осложнялась тем, что в этом районе ущелья напрочь не брал ни один мобильный. Чтобы позвонить, надо было топать далеко вверх, в сторону Пушки и Архыза…

Я думаю, что от тяжелой простуды (или еще чего, не дай бог…) ребят в тот день спас немерянный запас килевых, обнаруженных в герме на кате. Каким-то чудом им бросили двойную тару - два пластика водки по пол-литра. Плюс у меня в заначке была еще пол-литровая фляжка для Янки, я-то сам её не ем, противную…)) Закусывали все это дело единственным завалявшимся батончиком «натса», и тот кажется не доели - в горло не лез…

Сказать, что от активного употребления (по глотку раз в полчаса) они были пьяны, было бы, мягко говоря, неправдой. Они были от начала до конца нашей робинзонады трезвы, аки стеклышки! Все спиртное организмы тут же перерабатывали в тепло, ни грамма не отдавая на удовольствие расслабления.

Когда мы сфотографировали все, что только можно в окрестностях, прогулялись в обе стороны, прозвонились, наконец, в районе шести вечера нашим с воплем - «SOS, погибаем, замерзаем!!!». В ответ получили ободрительное: - « Держитесь, мы еще в Черкесске, скоро выезжаем на Кубань!»
То есть, раньше, чем часа через четыре их не ждать…

Подстелив под себя наш комплект защиты вместо пенки, мы жались к маленькому костру и играли в «Города». Сколько новых латвийских городов я узнал!!! )))

За нами приехали в час ночи. Естественно, к этому времени вокруг стояла такая тьма - что хоть глаз выколи, и не разглядишь, где тут забытые всем миром катамаранщики погибають…))

Чтобы нас не потеряли окончательно, мы вынесли один из катамаранов на обочину дороги и поставили его на веслах стоймя, как «знак бедствия». Было забавно поначалу наблюдать, как притормаживали мимо проезжающие одинокие машины, дабы разглядеть - что это такое странное люди «выставили на продажу»…))
Мы поделились с ребятами одежкой и кое-что из неопрена успели даже подсушить, но все равно было безумно холодно. Сил на толкания, пихания и бегания часам к 12 ночи у нас уже не было. Тогда мы, как овцы в стаде, сбились у костра в одну кучу, и, посадив Янку в середину, завернулись все в один пробитый баллон от катамарана. Какая-никакая, а все ж защита от ветра. Так нас и нашли…

Было очень много нецензурных буков, но их я стеснительно опущу….

Кубань… Река, которую мы видели, но не щупали.

Ночью нас привезли-таки на Кубань, но не в верховья, откуда мы планировали начать сплав - чуть выше порога «Аманхит», а практически на «равнину», на берег реки в районе Сыртюза. Остановились на «древней стоянке» рыбаков, на ощупь собрали палатку и грохнулись спать.

А на утро был боевой «Совет в Филях».
По сведениям, полученным от встречных групп, на Кубани в горах - большая вода, а значит три порога, на которые мы «клали» глаз - Аманхит, Верхнекаменномостский, и Желоб - пойдут от силы два ката, мы с Янкой и Грей с Дудаичем. Остальным туда просто рано, нельзя. Соответственно, вставал этический вопрос - ради четырех человек везти всю группу на Кубань (опять вставала проблема с машиной!), чтобы они там сидели на берегу и - как максимум - работали в береговой команде на страховке. Грустно. И как-то перед народом неудобно, хотя и все - по плану….

Аксаут, на который мы так рвались (с гораздо большим стремлением, чем на Кубань!), оказался вообще временно перекрыт МЧС - на днях там сошла сель, и просто съела часть дороги… Помнится мне, из разговоров (или описаний…) ребят, которые там были в это время, очень позабавила черным юмором фраза типа: «… а вот за тем поворотом посередине реки лежит ЗИЛ, свеженький, обходится справа по струе…»

Вообщем, в итоге, чтобы не лишать удовольствия воды всех, решили вернуться просто-напросто в верховья Зеленчука, за Архыз, и укататься в свое удовольствие по нему, хоть до посинения . Наша главная цель была, в конце концов - общая тренировка, а не отдельные достижения отдельных товарищей. На том и успокоились.

Да, кстати, о Кубани - загляните в наши фотографии, хотя бы вот сюда - это малая толика того, рядом с чем какие-то там красоты каньона Колорадо и близко, по моему мнению, не валялись!

Наняв в Сыртюзе дополнительную газельку-маршрутку, мы благополучно вернулись в родимые пенаты Архыза, к любимым хычинам, еловым шишкам на меду (кстати, вещь!), и, конечно же - Зеленчукскому водному слалому!

Вот, вообщем-то и весь рассказ о наших весенних покатушках. Зеленчук мы уездили, Пушку, в итоге прошли 9 человек из 11-ти, ВСЕ девчата там побывали! Некоторые, не будем показывать пальцем, даже и не по одному, и не по два раза…)) Архыз до самого конца благоволил к нам отдельными кусочками солнца, божественными хычинами и замечательным лагманом, который мы с Янкой потребляли при каждом удобном случае.

В ночь с седьмого на восьмое мы все засиделись чуть не до раннего утра, устроив, по сути, прощальный ужин и небольшой концерт, кусочки которого я обязательно чуть позже вывешу в виде «видео» у себя на мэйле. А восьмого вечером, как и было оговорено, за нами из Невинномысска приехал Олег и забрал нас с Янкой на поезд.

Больше всего я жалею о несбывшемся Аксауте. Но, в конце концов, будет следующая весна, и будут следующие покатушки! В планах на будущий год - связка Аксаут-Белая.

Посмотрим, подумаем… Первый самостоятельный (в отличие от прошлого года) шажок по Кавказу сделан - и это главное!

Как это там… - «…закрепиться на плацдарме и прейти в мощное наступление!»

Да!!!

мы, Кавказ, сплав, друзья, Зеленчук

Previous post Next post
Up