В ночь Музеев (с 21 на 22 мая 2016 года) удалось пошоркаться по Самаре. Сначала выбрался в дом, где три года прожила семья Ульяновых. А в полночь отправился в синагогу, где зажигал раввин Шломо Дойч.
Спальня родителей Владимира Ильича Ленина в самарском доме
В доме-музее Ульяновых я бывал и раньше, но все как-то впопыхах. А тут побродил по комнатам, послушал экскурсовода, сам спросил что хотел. В общем, получил удовольствие. Из-за того, что нас было не больше двух десятков человек, встреча получилось комфортной, даже ламповой...
Многие из гостей в этот день впервые открыли для себя Ленина.
- Представляешь, он знал 10 иностранных языков! - девушка восхищенно пересказывала своему парню биографию вождя мирового пролетариата, - А ты даже один выучить не можешь - русский!
А это прототип современного планшетного компьютера ) 100 лет без такого гаджета никуда ) Называется аспидная (или грифельная) доска.
Лично меня интересовала домашняя комната молодого революционера Ленина. Оказалось, что даже обои здесь аутентичные... Хранители музея побывали в трех, или четырех командировках, чтобы восстановить этот цвет и рисунок.
Уходя из дома Ленина, вспомнил, что в 2011 году дарил музею роман Александра Михайлова ака
mihooy "Ульянов". К сожалению, книга только
частично сохранилась в сети. Пользуясь случаем, поинтересовался судьбой печатного экземпляра:
- Да, такая книга есть в хранилище, - подтвердили сотрудники.
Мне лишь оставалось похвалить про себя аккуратность специалистов самарского дома-музея Ленина.
Закончился этот вечер странной проповедью раввина в синагоге. Еврейский центр обещал любопытную программу в ночь Музеев и я честно отстоял огромную очередь. Шломо Дойч долго говорил о том, как правильно благодарить Бога, но приводил довольно странные примеры. Желающих его послушать было так много, что все еле-еле умещались в синагоге. Скоро стало душною. Я не выдержал и вернулся домой.
Заметил, что молодежь проявляет неподдельный интерес к еврейской культуре. Некоторые были настолько увлечены рассказами раввина, что слушали его открыв рот. Ну, а меня интересовала судьба старой самарской синагоги, что на улице Ленинградской, хотя новостей о планах по ее восстановлению, я в ту ночь, так и не услышал.