В гостях у портала "СитиТрафик" член Избирательной комиссии Самарской области с правом совещательного голоса, помощник депутата Государственной Думы РФ Михаила Дегтярева, депутат Сызранской городской думы (партия ЛДПР).
Наш собеседник - профессиональный политтехнолог, который несколько лет курировал агитационно-массовую деятельность в региональном отделении ЛДПР. Примечательно, что сегодня к нему за комментариями и консультациями обращаются не только журналисты, но и члены других партий. Накануне официального старта предвыборной кампании-2016 мы обсуждаем прошедшие летом 2015 года выборы в районные Советы Самары, предстоящий праймериз "Единой России" и будущую смену лидеров парламентский партий.
Про районные советы
- Давай начнем наш разговор с темы выборов в районные Советы Самары. С самого начала, как стали внедрять реформу органов МСУ, обсуждалась версия, что такое переформатирование городского парламента выгодно, прежде всего, исполнительной власти. Мол, новая городская дума потеряет и свой статус, и влияние. Как ты думаешь, эти прогнозы сбылись?
- Откуда появились районные Советы? Мое мнение: была задача ликвидировать институт выборов мэра в Самаре. Но сделать это напрямую, изменив Устав города, а потом и прописав в нем полномочия сити-менеджера, не решились. Это бы вызвало слишком сильное отторжение. Причем, и у действующих парламентариев, и у населения. Насколько я знаю, 70% жителей Самары выступали за прямые выборы градоначальника. Поэтому администрация губернатора воспользовалась федеральным законом, который позволяет создавать города с внутригородским делением. В нем говорится, что в этом случае городская дума не избирается, а делегируется, а мэр назначается конкурсной комиссией. Это, на мой взгляд, и был основной мотив, который привел к появлению районных Советов в Самаре. Но, если говорить по существу, вышло так, что у этих новых Советов оказалось слишком мало полномочий, и почти нет финансовых ресурсов. Самарцы долго, с помпой, их избирали, но парламентарии, к сожалению, быстро "потухли". Сегодня, чтобы хоть как-то реанимировать упоминаемость районных Советов, придумывают самые невероятные информационные поводы. Депутаты сдают кровь, патрулируют город вместе с дружинами ДНД и так далее. Еще на стадии обсуждения реформы МСУ я сказал, что нам нужен представительный орган власти, а не собрание управдомов. Получилось, что сегодня Советы Самары не принимают участия в публичной политике. А в районных администрациях их вообще рассматривают как своих подчиненных.
- У районных депутатов Самары есть помещение для работы? Или аппарат?
- Нет. Город им не дает ничего. Возможно, что какие-то часы для общения с избирателями им выделяются в школах. И все. Мне вообще кажется, что пройдет пять лет, их полномочия истекут - и мы вернемся к прямым выборам городской думы. А что касается мэра... Будет видно. Может, его стоит избирать из состава депутатов, а, может, прямым голосованием.
- А что тебе рассказывают о своей работе самарские коллеги, депутаты от ЛДПР? Может, обращений от избирателей стало больше? Что изменилось?
- Последние годы у ЛДПР не было своих депутатов в представительной власти Самары. Исключение - Михаил Дегтярев, который в середине 2000-х избирался депутатом гордумы в областной столице (сейчас Михаил Дегтярев - депутат Государственной Думы РФ - прим. авт.). По итогам кампании в местный парламент 2010 года у нас, увы, не было народных избранников от ЛДПР. А сейчас появилось восемь депутатов районных Советов. Например, Оксана Ланцова, которая активно занимается проблемами исторического центра Самары. Она признается, что депутатский статус ей помогает в решении многих задач. Аналогичная ситуация в Промышленном районе Самары, где у ЛДПР есть депутат Алена Молодцова. Все наши представители в районных Советах информируют нас о том, что происходит на вверенных им территориях. Конечно, для партии это очень важно.
- Им платят зарплату?
- Нет. Не предусмотрена даже компенсация за мобильную связь или интернет. Впрочем, об этом говорили еще на стадии выборов. Поэтому люди, которые шли в новый парламент, понимали: никто помогать, а уж тем более поддерживать их финансово, не будет. Все на общественных началах. Конечно, это снижает эффективность Советов. Деньги на компьютер, принтер, связь, почтовые расходы, аппарат секретарей - это тот минимум, который требуется для работы народного избранника. Мне кажется, что дальше райсоветы ждет судьба любого из ныне существующих в нашей стране общественных органов. Они расслоятся на несколько групп. Первая часть - это народные избранники, приближенные к администрациям районов. Они будут представлять Советы на публичных мероприятиях, их будут активно упоминать СМИ. Вторая категория - это оппозиционеры, попавшие в райсоветы. Они призваны работать и оппонировать чиновникам. И третья, основная группа депутатов - это "болото". Как правило, такие народные избранники прогуливают заседания, их сложно мотивировать. Среди последних, кстати, много бюджетников. На мой взгляд, ситуацию можно изменить, добавив депутатам Советов полномочий.
- А когда будут выборы в Сызрани, где ты работаешь депутатом?
- В Сызрани сейчас 15 депутатов избраны по спискам и еще 15 по одномандатным округам. Кампания прошла в сентябре 2013 года, значит, очередные выборы должны состояться в сентябре 2018 года, но судя по всему, они пройдут в марте вместе с выборами Президента России.
- Как думаешь, там тоже будет реформа МСУ?
- Насколько я знаю, Конституционный суд определил, что внутригородское деление не может создаваться везде, где попало. Только в городах-миллионниках или городах областного подчинения. Думаю, в Сызрани парламент по-прежнему будет выбирать население.
- А в Тольятти?
- И в Тольятти тоже. Это же не город-миллионник, и не областная столица.
Про праймериз "Единой России"
- Сегодня "Единая Россия" активно продвигает тему предстоящего предварительного голосования, намеченного на 22 мая. Они заявляют о том, что в этот день по всей России откроются участковые избирательные комиссии (УИКи), территориальные избирательные комиссии (ТИКи). Но каким образом будет оплачиваться эта масштабная PR-кампания, стилизованная под репетицию выборов? Из избирательного фонда партии?
- Этот процесс проходит вне рамок официальной предвыборной кампании, поэтому ничего оплачивать из фонда не потребуется. Гонка стартует, когда Госдума объявит дату выборов. Да, партия технического большинства, заявляя о праймериз, фактически манипулирует избирателями, создавая эффект предвыборной борьбы. Они привлекают людей, которые впоследствии, наверное, будут работать на выборах. Но ни УИКи, ни ТИКи 22 мая не откроются, потому что по закону избирательные комиссии не имеют права участвовать в организации предварительного голосования, да и вообще в каких-либо мероприятиях аналогичного формата. Это будет имитация.
- Типа УИКи и типа ТИКи?
- Верно. Хотя вполне возможно, что с участием тех же людей, которые потом, 18 сентября, будут считать голоса. Я разное слышал. Например, что они намерены привести на праймериз 22 мая 10% жителей региона или даже 20%. Их цели понятны: они хотят показать, кто здесь главный. Это и мобилизация электората и репетиция накануне голосования. Только "медведи" могут такое сделать. Ни у одной политической организации в нашей стране нет подобного ресурса. Конечно, мы в ЛДПР воспринимаем это критически, ведь здесь не обойдется без административного ресурса.
- Организация такого масштабного события - это огромные деньги...
- Ну, у каждой партии есть спонсоры. Тут нет криминала. Пока я вижу только один минус: если к организации праймериз 22 мая будут привлекать муниципальных служащих, заставляя их трудиться на партию власти в рабочее время. И, если для этих процедур будут использоваться муниципальные и государственные учреждения (помещения). К слову, ЛДПР никто ничего не дает бесплатно.
...И другие технологии
- Насколько мне известно, сегодня в каждой районной администрации появилась новая должность: PR-менеджер. Вероятно, такая кадровая единица понадобилась власти накануне выборов. Опять же: из каких фондов оплачивается работа таких специалистов? Насколько все это законно?
- Если PR-менеджеры занимаются паблисити районной администрации, то я не вижу в этом проблемы. Пусть продвигают себя в СМИ, в глазах общественности. Плохо, если эти специалисты забываются на работе и начинают двигать бренд правящей партии. К сожалению, приставить за каждым таким сотрудником наблюдателя мы не можем. Хотя очевидно, что все российское чиновничество, как работало на одну партию, так и будет на нее трудиться. Мы в ЛДПР выстраивает свою предвыборную стратегию исходя из того, что это данность, и мы ничего не можем тут изменить. Но стараемся компенсировать другим: креативностью идей, разумной критикой, в том числе чиновников. Поэтому возможность для маневра есть всегда. А вообще я считаю, что, чем больше власть вовлекает в предвыборную работу бюджетников, тем быстрее она настраивает их против себя. Ведь эти люди живут в обществе, у них есть семьи. Не думаю, что эта добровольно-принудительная деятельность дает положительный эффект.
- Мы с тобой еще до Нового года
обсуждали, как изменились составы ТИКов, теперь вот предварительное голосование и ожидание мощного административного давления. У тебя, как у политтехнолога, не пропадает азарт? Ведь уже сейчас понятно, что победа достанется "Единой России".
- Я ведь не только партийный активист, но еще и гражданин. Обязательно должно быть мирное гражданское "противодействие". Противодействие в том смысле, чтобы участвовать в выборах, в том, чтобы разоблачать использование админресурса. Какой бы не был результат на выборах, эту работу ни в коем случае нельзя оставлять.
- Мы оба работали на выборах, и помним, как агитаторы ходили по квартирам. Стучались в двери избирателей, рассказывали про кандидатов. Но такая технология работала в 2004 году, а сейчас никто двери незнакомым людям не открывает.
- Только сегодня обсуждали с коллегами эту тему, и тоже пришли к выводу, что ходить по квартирам больше не имеет смысла. Это неэффективно, и несовременно. Более того, считаю, что людей это озлобляет, они рассматривают такое поведение агитаторов партий или кандидатов как вторжение в свое личное пространство. Но появились альтернативные каналы передачи информации, и главный из них - интернет. Почему еще раньше использовались такие технологии? И кандидаты, и партии собирали подписи. Сейчас парламентским партиям этого делать не нужно. ЛДПР однозначно не будет использовать такие методы работы с избирателями в Самарской области.
Про губернскую думу
- Насколько, по-твоему, обновится состав Самарской Губернской Думы?
- В частных беседах значительное число депутатов говорят о том, что они не пойдут на выборы. Это и возрастная проблема, и изменившаяся конфигурация власти. Общий тренд заключается в том, чтобы освободить парламенты от представителей бизнеса. Предприниматели одними из первых покинут Губдуму. Мой прогноз: 80% депутатов в Самарской Губернской Думе - это будут новые люди. Проще говоря, 40 мандатов из 50 достанется новичкам.
Про резерв Путина
- Когда я сегодня ехал к тебе, в дороге читал интервью Льва Павлючкова, в котором он называет депутата Госдумы Валерия Рашкина приемником Геннадия Зюганова. Мол, он возглавит КПРФ. Впрочем, есть и другая точка зрения, что лидером компартии станет Леонид Калашников. Насколько я знаю, вокруг первого лица ЛДПР - Владимира Жириновского тоже много слухов. То и дело в прессе появляются имена его приемников. Как ты думаешь, смена лидеров в этих партиях произойдет до 18 сентября 2016 года, или уже после выборов?
- Год назад, когда принимался закон о президентских сенаторах (глава государства может назначать своим указом 10% членов Совета Федерации), я задавал себе этот вопрос. По-моему, Владимир Путин еще ни разу не воспользовался этим правом. Думаю, что эти места зарезервированы и, в том числе, под руководителей парламентских партий. Мне кажется, что до выборов в Государственную Думу РФ, а, вероятнее, и до президентских выборов, ничего не изменится.
http://citytraffic.ru/news/full/12678