Дайте самарцам шанс

Dec 18, 2014 16:04

Оригинал взят у sam_si в Дайте самарцам шанс

Битлы в Самаре больше чем битлы. Это правда. Таких энтузиастов бит-культуры, как у нас, по всей России раз-два и обчелся. И музыкальные события, посвященные их памяти, всегда подразумевают кое-что посерьезней, чем просто самарские сейшены. Пятый по счету традиционный «Концерт для Джона и Джорджа», который прошел в минувшую субботу, 13 декабря, в КРЦ «Звезда», не стал исключением. Были там и курьезы, и свои недочеты, но кто усомнится, что овчинка не стоила выделки? Есть у Леннона такая песня - «Дайте миру шанс». Насчет всего мира не уверен, а самарцы его точно заслужили и использовали.


Что делать с двумя пальцами?

Концерт открыли завсегдатаи битлз-тусовок The Singles. Как обычно в традиционных английских костюмах. Первой песней вечера стала You can’t do that («Тебе не надо так делать»). Типичная бит-вещица, уходящая корнями в ритм-н-блюз, отлично подошла для начала и разогрела зал. Так что уже на следующей Any time at all («В любое время») народ толпился у сцены и пританцовывал.

Наверное, не случайно ребята начали свою программу композициями из альбома A hard day’s night («Вечер трудного дня»), включая его заглавную вещь. Во-первых, пластинке в этом году исполнилось ровно полвека. А во-вторых, все треки оттуда настолько убойные, что их исполнители почти наверняка обречены на успех. Вместе с овациями зрители ответили музыкантам одобрительным свистом. Мужчина, сидевший перед нами, по-хипповому поднял вверх два пальца, как бы говоря: «Молодцы, братушки!» и «Да здравствует The Beatles!».

Без сучка и задоринки прошли Oh! darling (О, дорогая), This boy («Этот парень»), While my guitar gently weeps («Пока моя гитара тихо плачет»), Help! («На помощь!»). Впрочем, по-другому и быть не могло. Ребята играют эти вещи постоянно и не первый год. Зато сюрпризом стала англоязычная песенка их собственного сочинения с «грязной» гитарой между куплетами и психоделичным соло. Не уверен, что от нее были бы в восторге Джон и Джордж, ради которых все это затевалось. Но народ в зале оценил.

- Споешь, Пол? - обратился фронтмен Евгений Стрежнев перед исполнением Get back («Вернись») к своему товарищу, который пытался походить на Маккартни. Музыканты The Singles часто общаются так друг с другом на сцене. Не то что бы это кощунство. Просто смотрится так, будто мужики в детстве не доиграли в своих кумиров.

Все серьезно

Группу 104.3 FM, которая выступала следом, составляют люди повзрослее. Ticket to ride («Билет на поездку») в их прочтении утратила свой характерный «рваный» ритм, но приобрела больше «кача». Вообще команда не старалась повторять песни виновников торжества один в один, что неплохо. Даже у кавер-группы должно быть свое лицо. С другой стороны, те коллективы, которые в своих экспериментах уходят далеко от оригиналов The Beatles, во время концертов самарской битлз-ассоциации чувствуют на себе тяжелый взгляд ее создателей - братьев Сноповых. «Битлы» - это святое, шутить над ними можно в разумных пределах.

На «Концерте для Джона и Джорджа» Сергей и Владимир Сноповы пребывали в постоянном напряжении. И это притом, что проводят «битлятники» с далекого 1981 года. Близнецы появлялись то у звукорежиссера, то за кулисами (казалось, что их не двое, а существенно больше), то в зрительном зале с фотоаппаратом, то на сцене с тамбурином (это такой бубен без «дна»). В общем, все как всегда. Судить о том, хорошо это или плохо, можно было по количеству занятых в зале мест. К концу выступления 104.3 FM пустых сидений было немного, да и те пустовали потому, что треть зала танцевала.

Бунтарские песни Джона Come together («Пойдем со мной») и Revolution («Революция») разбавлялись нежными и филофскими произведениями Джорджа. Особенно удивила I me mine («Я, мне, мое») - довольно редкая для «битлятников». Ребята из 104.3 FM серьезно подготовились и на языке музыки напомнили собравшимся, кто были эти люди, лица которых смотрят на нас с концертной афиши.

Ну а где 104.3 FM, там и Константин Лукин, директор радиостанции «Самара-Максимум», в честь которой назвали этот коллектив. Вместе с ним они исполнили заводную вещицу из Rolling Stones - Honky tong women («Кабацкие женщины») и битловскую Back in USSR («Назад в СССР»), посвятив их не только Джону и Джорджу но и недавно скончавшемуся ударнику, своему другу Игорю Доценко (ВИА «Синяя птица», группы «ДДТ», «Чиж и Кo».

Может, дать ему денег?..

Следующий участник концерта Александр Безденежных тоже произнес речь памяти Игоря. Да так темпераментно, что попытавшийся вставить свое слово Владимир Снопов был тут же послан… за кулисы.

- Не надо ничего говорить! Уйди! - крикнул музыкант. Создатель и главное действующее лицо группы «Постскриптум» давно снискал в музыкальной среде славу bad boy (плохой мальчик). На фестивалях памяти The Beatles Александр неизменно подает себя как главное событие вечера. Концерт 13 декабря не стал исключением.
Первые две песни Because («Поскольку») и Julia («Джулия») прозвучали интересно. Обе минималистичны, для человека с акустической гитарой на сцене - в самый раз. Дальше рокер почему-то решил замахнуться на Penny Lane («Пенни-Лейн»), которая в оригинале звучит с оркестром. Исполнение ее на миниатюрной гавайской гитаре укулеле было еще одним смелым шагом. То же самое касалось A hard day’s night. Музыкант вплел в нее настолько сложную джазовую гармонию, что не смог доиграть ее до конца.

В финале концерта прозвучала With a little help from my friends («С небольшой помощью моих друзей») - песня, больше подходящая для распевания в мужских компаниях за стаканчиком горячительного, чем для женского оперного вокала (при всем моем уважении к приглашенной Дарье Демидовой). Вообще, когда песни старых рок-н-рольщиков начинают петь а-ля Кобзон, лично у меня возникает ощущение «совка». Того самого, который я застал лишь на излете, но с которым так яростно боролись с помощью песен The Beatles братья Сноповы и сам Александр Безденежных. Как говорится, за что боролись…

«Синяя птица» на закуску

Кстати, об СССР. Действительно, этим вечером нам удалось вернуться в него, как пел Маккартни. Ибо на сцену вышел ансамбль «Синяя птица». Спели свою классику: «Ты мне не снишься» и, разумеется, «Клен». Еще на проигрыше в зале раздалось: «Ура! Клен!». Медленно затанцевали зрелые пары, зажглись смартфоны - люди стали снимать видео. А когда песня кончилась, аплодировали больше, чем любому из ранее прозвучавших синглов Джона и Джорджа. Вот вам самарская душа, как на ладони. Казалось бы, причем здесь «Клен»? Да не причем. Правда, ансамбль скоро исправился и сыграл композицию из одного бродвейского мюзикла Till there was you («Пока там была ты»), когда-то перепетую битлами, Stand by Me («Останься со мной»), когда-то перепетую Ленноном, и My sweet Lord («Мой дорогой Господь»), когда-то немножко украденную Харрисоном у женского квартета The Chiffons. «Немножко» - потому что заимствование признали непреднамеренным.

В лучах славы

Наконец, после «Птицы» пришло время для главного блюда. Все собравшиеся уже давно для этого созрели и ждали последние минуты. Их заполнил молодой ведущий, который выиграл время, чтобы сцену смогли подготовить для выступления следующей команды. Короткая репетиция, и аудитория уже была готова дружно выкрикнуть ее название.
- Итак, встречайте… - сказал ведущий.

- Ди… - протянула первая половина зала.

- Блэк - ответила вторая.
В цвете синих ламп и белых прожекторов появился D'Black Blues Orchestra Владимира Аветисяна. И сразу заиграл Sunshine of your love - вещь образца 1968 года группы Cream и ее лидера Эрика Клэптона. Того самого, который отбил у Джорджа Харрисона его жену фотомодель Патти Бойд. Тем не менее, музыканты всегда оставались близкими друзьями.


Далее коллектив с блеском отыграл Crossroads («Перекресток») - старый блюз Роберта Джонсона, который получил новое дыхание благодаря тому же Клэптону. Группа Владимира Аветисяна взяла за основу вариант последнего, но при этом добилась оригинального звучания. Умение творчески перепевать чужое - тоже талант. Битлы им обладали в полной мере. Теперь свои возможности демонстрирует D'Black.

- Еще одна старая песня о главном, - объявил лидер группы, и началось соло на губной гармошке. Это оказалась I Shot the Sheriff («Я застрелил шерифа»). Автор произведения Боб Марли, но Аветисян взял за основу опять-таки версию Клэптона. Нововведением группы стало соло на флейте. Как оказалось, этот инструмент может звучать в этом жанре. Наверное, дело в музыканте. И губную гармошку, и флейту, и саксофон в следующей песне Харрисона Horse to the water («Лошадь к воде») исполнил Алексей Раскопов. Ну а правильный блюзовый звук его хаммонд-органа и вовсе заставил меня умилиться.

Тем временем, недремлющие сторонники братьев Сноповых стали выкрикивать: «Битлов давай!». Сказано - сделано. Со сцены прозвучала одна из лучших песен Джорджа Something («Что-то»), а следом - Dizzy Miss Lizzy («Потрясная мисс Лизи») Лари Уильямса, которая во всем мире получила широкую популярность благодаря кавер-версии The Beatles.

Зрители получили то, что хотели и даже больше. Шоу и сыгранность D'Black, как всегда, оказались на высоте. Около половины зрителей, включая нас, после этого ушли. Самое главное прозвучало. Признаться, мне было немного обидно за группу Mr. Postman. Ребят школьного возраста, следующих по стопам The Singles, поставили в самый конец, после гвоздя программы. Утешает лишь то, что у них всегда есть свой зритель, который с годами будет только множиться. Это неизбежно, ведь они играют «правильную» музыку. «Рок-н-ролл - единственный вид музыкального искусства, имеющий сегодня право на существование. И значения своего он не утратит никогда. <…> Он вечен, потому что он прост, в нем нет ничего лишнего. Его ритм проникает сквозь все преграды». Не мои слова. Джона Уинстона Леннона.

Самара, КРЦ Звезда, D’Black Blues Orchestra, Владимир Аветисян

Previous post Next post
Up