Вторая жизнь вещей: мечты и реальность

Jul 24, 2014 20:28

Переполненное мусорное ведро взывает к нам о помощи. Но мы продолжаем усугублять его страдания, наваливая картофельные очистки, смятые коробки, пластиковые бутылки (список прилагается). Наконец, поплясав верхом и убедившись, что ни миллиметра больше отвоевать не удается, мы покоряемся судьбе. Плетемся к мусоропроводу или контейнеру и без сожалений прощаемся с тем, что когда-то было дорогим сердцу (или желудку), а ныне стало обезличенной и непривлекательной массой - МУСОРОМ.




Российская реальность такова, что жизнь большинства вещей, попавших в контейнер для отходов, заканчивается на городской свалке. А между тем они могли бы с пользой служить нам и дальше. Уникальный пример такого явления в Самарской области - работа перерабатывающего комплекса ООО «Повтор», который входит в группу компаний «Эковоз».

Энергичное дитя
ООО «Повтор» исполнилось пять лет. Это резвое и энергичное дитя «Эковоза» в настоящий момент обслуживает Тольятти, Жигулевск и Ставропольский район и перерабатывает около 1,5 млн. кубических метров мусора в год.
Находится чудо-ребенок на территории бывшего ПО «КуйбышевФосфор».

Именно сюда, в то место, где отходы обретают вторую жизнь, каждый день вереницей приезжают наполненные бытовыми отходами мусоровозы.

С разрешения Дениса Волкова, исполнительного директора группы компаний «Эковоз» и регионального координатора партийного проекта «Единой России» «Экология России», мы пошагово проследили эту таинственную алхимию.




На передовой
Один из мусоровозов сразу привлекает внимание своим ярким расписным кузовом: ромашки на фоне голубого неба, огромная божья коровка ползет по зеленому листику... Но пока таких машин из 140 - всего четыре. Юные мастера граффити раз в год обновляют их, не давая померкнуть яркой картинке.

Мусоровоз фырчит, словно огромный кот. Кузов откидывается, и неаппетитная лавина устремляется вниз. Для нас с вами, простых обывателей, это всего лишь попахивающее «фи». А специалисты извлекут из этой груды не мало полезного.

- Во всем мире переработка платная, - говорит Денис Александрович. - А у нас менталитет такой - проще выкинуть на свалку. Это комплексная проблема: во-первых, у нас много свободных площадей, во-вторых, тарифы на захоронение ниже, чем на переработку. Никто не хочет платить больше, поэтому и выбор в пользу свалки. Крупные компании, в особенности те, что являются дочерними филиалами европейских или западных холдингов приветствуют зеленые технологии и самостоятельно собирают вторичное сырье, такое как картонная упаковка или чистая пленка. Большие партии вторичного сырья мы принимаем бесплатно, а иногда и покупаем.

Если сравнить деятельность ООО «Повтор» со сражением за экологию, то сортировочный комплекс - это линия передовой. Самая тяжелая и ответственная часть битвы. Захожу в цех - лязг, звон, грохот. Если бы текст мог передавать запахи, вы бы в полной мере прочувствовали картину. Что ж, такова специфика предприятия - не фиалки выращивают.

На предприятии работает три сортировочных линии, на каждой из которых трудятся 18 человек. График работы - «два через два» по 12 часов. Зарплата сдельная. По словам Дениса Волкова, в среднем около 15 тысяч рублей.

- Местные сюда не идут, - признается исполнительный директор. - Даже когда был кризис и сокращения на «АвтоВАЗе»... Приходится оформлять граждан из Ближнего Зарубежья. У них и эффективность выше - не пьют.

Женщины в масках и перчатках, как заведенные, машут руками над конвейерной лентой. В баки с разными надписями летит стекло (по цвету), пленка, металл... Когда выделены нужные фракции, остальное грузится на самосвалы и вывозится на последующую переработку - «Завод по переработке бытовых отходов». Там, на заводе, оставшиеся отходы, в которых нет ни упаковки, ни стекла, ни металла, а только бытовые органические отходы, идет переработка методом биокомпостирования. Этот метод можно описать как ускоренное перегнивание. В огромных барабанах (тенках), которые непрерывно вращаются, происходит измельчение и разогрев отходов. Именно благодаря этому процессу на выходе получается практически однородная серая масса, из которой не выделяется фильтрат (токсичная жидкость), ни биогаз (газ, оказывающий негативное воздействие на озоновый слой). Серая масса грузится на самосвалы и вывозится на свалку.

- За счет этой объединенной схемы на полигон попадает всего 20%, - говорит Денис Александрович. - Мы в 5 раз уменьшаем объем отходов и тем самым значительно продляем срок эксплуатации полгона ТБО в нашем городе.

ООО «Повтор» старается по максимуму использовать полезный потенциал отходов. Так, производственные цеха отапливаются отходами чистой древесины. Вода, которая подается для отопления в административное здание, цеха и в хозяйственную зону подогревается в водогрейном котле, работающем на отходах древесины.

Резиновые покрышки, которые нельзя выкидывать на свалку тоже находят свое применение. Для начала из покрышки удаляют корд, потом режут на небольшие части и дробят. В итоге получается резиновая крошка. Именно из нее делают известные всем резиновые покрытия на спортивных и детских площадках.




Черный «попкорн»
Перемещаемся в цех по переработке вторичного сырья. Рабочие в наушниках - гул и шум от производственной линии. Здесь перерабатывают ПЭТ. ПЭТ - полиэтилентерефталат, проще говоря - пластиковые бутылки из-под холодных напитков. При захоронении эта бутылка может разлагаться до 200-300 лет, а в случае возгорания полигона, горящая бутылка выделяет сильнейшие токсины, такие как диоксины и фураны, способные вызывать развитие онкологических заболеваний. При этом ПЭТ отлично поддается многократной переработке без потери первоначальных свойств, т.е. одну и ту же бутылку можно несколько раз переплавить и от этого она не потеряет в качестве. Отсюда вывод: гораздо безопаснее и выгоднее вторично ее перерабатывать.

В Европе совсем другая история. Законодательством закреплена обязанность производителя платить специальный налог, в который заложена стоимость будущей переработки упаковки, в которую упакована их продукция. В России, увы, иная ситуация: переработка - дело добровольное. И пока предприятий подобных ООО «Повтор» не станет больше в каждой области, отходы, в которых заложен огромный потенциал, будут безжалостно вываливать на городскую свалку, создавая тем самым бомбу замедленного действия для будущих поколений.

Вторично использовать ПЭТ возможно только после предварительной переработки, которую осуществляет ООО "Повтор". Т.е. нужно приготовить сырье из ПЭТ, которое называется флекс или чипсы. Процесс получения флекс включает в себя: сортировку бутылки по цветам и ее дробление на мелкие куски, их мойку и сушку. Из полученного флекс можно изготовить новую готовую продукцию.

Так же на мусороперерабатывающем комплексе получают гранулу, которая тоже используется для изготовления полиэтиленовой продукции. Сырьем для этого служит полиэтиленовая пленка, полученная при сортировке отходов.

Процесс получения гранул из полиэтилена начинается с сортировки, затем пленка должна пройти дробление, мойку, сушку и агломерацию и гранулирование. Большие мешки, размером 1*1 м, которые называют «биг-беги», наполненные с гранулятом стоят тут же, в цеху, и распространяют неожиданный аромат попкорна. Зачерпываю в ладонь еще теплые черные гранулы. Мой нос меня обманывает - ужасно хочется это съесть!

- А почему так вкусно пахнет?

Денис Александрович улыбается:

- Наверное, это свойство разогретой пленки. Она нагревается до 400 градусов, потом выдавливается через специальную сетку, и получаются такие гранулы. Сами по себе они серые. Мы добавляем красители, и в зависимости от желания клиента они получаются черные, зеленые или красные.

И флекс и гранулят находят применение в различных областях жизни. Самый простой пример - синтепон в куртках который изготавливают из флекс или пакеты для мусора - изготавливаемые из гранулята. Кроме того, из этих веществ получается неплохое сырье для текстильной промышленности, ее применяют и для изготовления черепицы и ваты. Используют их также в панелях, бамперах, ковровых покрытиях, дверях автомобилей и многом другом.




Бить по карману
Сфера деятельности группы компаний «Эковоз» гораздо шире, чем просто переработка мусора. Это и уборка территории, и установка современных евроконтейнеров, и борьба за переворот в сознании обывателя.

- Наши люди пока не готовы разделять мусор, - признает Денис Волков. - Когда нет экономических стимулов, сложно вызвать мотивацию. Жильцам говорят: «Вот, контейнеры для раздельного сбора...» Толку мало. Конечно, кто-то из людей вполне осознанно кладет отдельно стеклянную бутылку, отдельно кожуру от картошки. Однако 1-2% осознанных граждан растворяются в море не готовых к этому людей. В Самаре мы подходим к управляющим компаниям: «Давайте организуем совместную площадку». А в ответ слышим: «Нам ничего не надо. Чем дешевле, тем лучше. Пусть стоят обычные контейнеры, так проще».

Система контроля и надзора не отлажена. Сейчас очень сложно доказать, что юридическое лицо, будь то гараж, киоск или магазин выбросили свои отходы в ближайший лес или овраг. Если поймают за руку, могут оштрафовать.
При этом серьезный штраф для юр.лица в 200 тыс. можно оформить только если машина на которой вывезены отходы едет с путевым листом, как положено, а если это личный транспорт, то штраф 10 тыс. руб. - и, вероятно, это не испугает владельца магазина. Хотя, это скорее исключение, нежели правило. Получается, что вывез в овраг, выкинул - и ничего. Как можно воспитать ответственность, если люди остаются безнаказанными за подобные действия?

В журналах есть много статей про современные технологии, пиролиза или плазменной газификации, применяя которые от отходов ни остается ни грамма - все в дело. Но надо учесть, что такая технология стоит порядка 300 млн. евро. Кто за это будет платить? Или нужны субсидии, или все ляжет на плечи населения.

По мнению Дениса Волкова, прежде чем переучивать людей, надо изменить законодательство. Закрепить норму, что вывоз разделенного мусора - в 10 раз дешевле по сравнению со смешанным. Бить по карману. Тогда сама управляющая компания будет заинтересована воспитывать людей. Первый этап - приучить к контейнерам для пластиковых бутылок. ПЭТ сейчас востребован, возрастает рентабельность сбора. В Самаре поставили уже 100 таких контейнеров, в основном в парках и на пляжах. В Тольятти размещены 26 емкостей.

Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Раздельный сбор мусора, вторичная переработка отходов, евроконтейнеры - все это витало где-то на краю моего сознания вместе с проблемами зимнего времени и цветных революций. Побывав на ООО «Повтор», я всерьез задумалась над тем, как здорово было бы давать вторую жизнь содержимому каждого мусорного ведра. И в перспективе - убрать из цикла производства перерабатывающих комплексов сортировочный цех. Почему эти женщины должны губить свое здоровье за нашу с вами беспечность и лень?

Текст: Анна Штомпель
Фото: Юрий Стрелец

раздельный сбор мусора, Самара, Экология России, экология, Тольятти, Денис Волков, Эковоз

Previous post Next post
Up