Не такой уж «Евро», и совсем не «Майдан»

Dec 03, 2013 21:39

Оригинал взят у sam_si в Не такой уж «Евро», и совсем не «Майдан»

Сегодня - тринадцатый день «Евромайдана»

«Самарские известия» узнали отношение украинцев, живущих в Самаре, к революции на их исторической родине

Екатерина Маяковская, Артем Комаров, Валерий Иванов, Евгений Золотухин

Последние пять дней новостные ленты буквально разрываются от сообщений с Украины. Пока мы сидим по вечерам в уютных креслах и смотрим сюжеты о Евромайдане, жители Незалежной тревожно ловят каждую весть о решениях правительства и оппозиции. Впрочем, и среди нас есть такие граждане. «Самарские известия» пообщались с украинцами, живущими в нашей области, и узнали, как они относятся к событиям, которые происходят на их исторической Родине.



«Я вам не скажу за всю Одессу»

Ольга Петренко родилась в Украине. Правда, в совсем еще юном возрасте ей пришлось переехать в Россию вместе с родителями: отца направили в Самару по распределению. Тем не менее, Ольга часто бывает на родине. Приезжает в гости к родственникам, общается с друзьями детства. Ее запланированный отпуск пришелся как раз на то время, когда на Майдане начались народные волнения. Сама девушка так и не решилась выйти вместе с земляками на митинг, но активно поддержала граждан своей страны.

- Как говорят на Украине, «я вам не скажу за всю Одессу». Мое мнение может и не совпадать с мнениями других граждан, - объяснила Ольга Петренко. - Когда я узнала об отмене решения подписать ассоциацию с Евросоюзом, огорчилась. Хотя бы потому, что о ней очень долго говорили в правительстве. Передумать в последний момент - это все равно, что развернуться назад возле дверей в ЗАГС, когда гости приглашены, а столы накрыты. Просто некрасиво. Именно поэтому, когда на Майдан вышли люди, я была полностью солидарна с ними, хоть и сама осталась дома. Я поддерживаю идею Ассоциации, но стараюсь избавляться от «розовых очков» и понимаю, что в самом начале будет трудно. Ассоциация - это не членство. Европа хочет использовать земли Украины как стратегический и геополитический объект. Впрочем, того же самого хочет и Россия. Я сознаю, что моя родина может стать рынком сбыта для Европы, а модернизация потребует огромных денег. Тем не менее, мои родственники живут в одном из немногих городов Украины, который существует за счет иностранного капитала, и я вижу разницу. Конечно, здесь не «рай на Земле», и есть куда расти. Но благодаря иностранным предприятиям у нас практически решилась проблема безработицы. И люди не получают зарплаты в конвертах. Более того, приезжие предприниматели платят налоги по закону и нередко помогают покупать в местные больницы дорогостоящее оборудование. В нашем городе и алкоголиков не так много, ведь людям есть чем заняться.

Возвращаясь к теме Майдана, хочется отметить вот что. В основном там стояли студенты, которые пели национальные песни. Они хотели, чтобы их услышали, хоть и воспринимали все по-детски романтично. Они наверняка помнили события 2004 года и полагали, что сейчас будет так же. Тем не менее, я предполагала, что там будет мирное собрание, где граждане заявят о своем мнении. Но настала ночь с 29 на 30 ноября, когда спецподразделения «Беркут» жестоко избили и разогнали демонстрантов, которые по традиции каждый час сонными голосами пели национальный гимн. И вот это уже не понравилось вообще никому: ни противникам, ни союзникам Ассоциации с ЕС. Дело набирало обороты, и первоначальный вопрос отошел на второй план. Люди просто выходили на улицы для того, чтобы отстоять свое право на мнение и свободу слова. Сейчас они уже готовы идти до конца. Но разве так должны решаться вопросы в современном обществе? Стоит ли ради этого лить кровь своих братьев? Сегодня четырнадцатый день Евромайдана, и он не такой уж и Евро, и уже совсем не Майдан.

Семейные ценности

Дмитрий Клочко, житель города Сызрани - украинец в пятом поколении. Его семья даже после переезда в Россию продолжает хранить национальные традиции. Бабушка по материнской линии очень давно перебралась в Сызрань, а дедушка служил во флоте. Поэтому так вышло, что и мама Дмитрия, чистокровная украинка, родилась в Самарской области. А вот вся родня по папиной линии живет на родине. Отец оказался в Сызрани волею случая: решил поступать в вертолетное училище (СВВАУЛ). На выпускном курсе познакомился с мамой и, как это бывает, влюбились и поженились. По распределению молодых отправили в Новосибирск, где и родился Дмитрий Клочко. Затем семья вернулась на историческую родину и хотела остаться там. Но бабушка настояла на возвращении в Россию: переживала из-за аварии на ЧАЭС за здоровье маленького внука. Всю жизнь родители настаивали на том, что нужно непременно жениться на девушке своей национальности. Но, как известно, сердцу не прикажешь: Дмитрий полюбил русскую девушку и больше не собирается искать украинку для создания семьи.

- Мой отец сейчас живет на родине, - рассказывает Дмитрий Клочко. - Я постоянно держу с ним связь, и относительно обстановки в Украине у нас единое мнение. Со стороны все выглядит так, будто нынешние власти хотят «усидеть на двух стульях»: и в Евросоюз вступить, и в Таможенном союзе с Россией остаться. Казалось бы, пришли к решению: мол, надо придерживаться ТС. Но простые люди пытаются в силу политической безграмотности «гнуть свою линию». Думаю, Евросоюз может просто устроить в экономике страны настоящий хаос, что очень выгодно для оппозиции. Одним словом, все это - политические игры с простыми людьми, и беспорядками оппозиционеры вряд ли чего-то добьются, как и во время Оранжевой революции. Скоро там все должно успокоиться.



Братские державы

Валерий Иванов, редактор отдела культуры «Самарских известий» в прошлом - киевлянин. Он родился в столице Украины в 1939 году. По семейным обстоятельствам в 1956 году переехал в Ставрополь на Волге, в семью двоюродного брата - инженеров-гидротехников, работавших на строительстве Куйбышевской, ныне Волжской ГЭС имени В. Ленина. До сих пор он не порывает своих связей с Киевом, где еще остались и родственники, и добрые друзья, и знакомые, хотя, начиная с 90-х годов прошлого века, ввиду распада СССР, эти связи стали менее тесными и доступными.

- Из моего сознания никогда не уйдет убежденность в том, что и по своей многовековой истории, и по культуре нет более близких и родственных народов, чем русские и украинцы, - говорит Валерий Иванов. - Я, как и все киевляне, всегда гордился, что Киев - «мать городов русских». Не забыть того, что прямо в окна нашей небольшой комнаты в доме на Ирининской улице смотрел золотой купол колокольни древнего Софиевского собора, а с соседского балкона была видна легендарная Владимирская горка с памятником святому князю Владимиру. Рядом с располагавшимся на территории Киево-Печерской лавры техникумом культработников, где моя мама была преподавателем истории, - церковь Спаса на Берестове с усыпальницей основателя Москвы Юрия Долгорукого, где не раз мне довелось бывать. В Киеве каждый знает, что Богдан Хмельницкий на Софиевской площади своей булавой указывает в сторону Москвы - в знак вечной, кто мог в этом сомневаться, дружбы с Россией. И так ли крамольны для Украины в общеисторическом контексте не лишенные, на мой взгляд, глубокого смысла слова Ленина о том, что свободная Украина возможна только при ее тесном взаимодействии с Россией. Они выгравированы на памятнике Ленину, который пытаются низвергнуть нынешние апологеты «нэзалэжностi» Украины. В истории взаимоотношений любых государств - Украина и Россия в этом смысле не исключение - немало противоречий и конфликтов. Все это нужно решать мудро, с видением исторической перспективы. Совершенно очевидно, что нынешний бунт в Киеве - очередное звено цепочки событий, стратегической целью которых являются окончательный разрыв Украины с Россией и ее консолидация с противостоящим нашей стране в геополитическом плане лагерем. Идет спекуляция на сиюминутных экономических трудностях, на неизбежном столкновении тех или иных интересов России и Украины даже при самых добрых намерениях сторон. Не сбросить со счетов и личные амбиции мелких политиков, занимающих высокие посты и готовых поступиться будущим Украины ради собственных интересов. Свидетельством катастрофических последствий подобных событий может служить Беловежская пуща 1991 года…

В тему

Анна Крюкова, жительница Украины (г. Днепропетровск):

- В нашем городе все тихо, потому что оппозиционеры «штурмуют» Киев. Это как-то неправильно, мне кажется: должна была пройти мирная акция протеста, но она перерастает в настоящую революцию. Теперь и мне, и моим близким кажется, что кто-то специально подначивает украинский народ на беспорядки. Кому это нужно, даже непонятно толком. Наше правительство говорит одно, а оппозиционеры - совсем другое, и уже не знаешь, кому верить. Могу сказать одно: кто-то заранее настраивал людей против ЕС. У нас по всему городу висят баннеры с антирекламой: мол, после вступления в Евросоюз нам грозит безработица, однополые браки и другие ужасы.

Мнение

Екатерина Маклова, заместитель председателя Украинского национально-культурного центра «Проминь» («Луч»):

- Я очень внимательно слежу за последними новостями, связанными с обстановкой на моей родине. Просматриваю ленты информационных агентств, смотрю ТВ, читаю газеты. У меня там очень много родственников. Сама каждый день звоню маме и спрашиваю, как у них дела. Она в растерянности и толком не понимает, что происходит. Чего хочет старшее поколение, так это скорейшей стабилизации, хотя бы простого покоя. Лично мое мнение - союз с Россией выглядит и благороднее, и выгоднее, и надежнее, а чего можно ожидать от Евросоюза, пока не ясно.

Самарские известия, Самара, Украина, новости

Previous post Next post
Up