Вовка Емельянов бежит рядом, хлюпая галошами по мокрому снегу.
- Про новый мост мы узнали из новостей, когда Меркушкин выступал по телевизору, - взахлеб рассказывает деревенский мальчишка, - да вы не бойтесь, я вам сейчас покажу место, откуда мы в Тольятти ходим. Тут, недалеко…
Наш проводник ловко перепрыгивает весенние лужи и выводит нас к большому обрыву на берегу Волги. Отсюда, как на ладони, видно весь Тольятти.
Именно в этом районе находится самый узкий участок реки, который идеально подходит для строительства моста. Сегодня про этот грандиозный проект известно немного, хотя на бумаге он существует еще с советских времен. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин достал из архивов старые разработки и подарил им вторую жизнь. Если заявления о строительстве моста будут подкреплены реальными делами, то новый объект позволит, наконец, разгрузить транспортный поток на Жигулевской ГЭС.Пока этот участок дороги считается самым проблемным на федеральной трассе М5 (Москва - Челябинск).
По задумке специалистов, протяженность моста Подстепки - Климовка составит 3,5 километра. Строительство перехода завершится предположительно в 2018 году. Меркушкин обещал, что работы постараются закончить к началу мундиаля - Чемпионату Мира по футболу.
В 2008 году расходы на строительство моста через Волгу оценивались в 40 млрд. рублей. Но тогда планам не суждено было сбыться - помешал экономический кризис.
В 2013 году Николай Меркушкин заявил, что уже выделил 500 млн. рублей на проектирование этого объекта. Строительные работы еще не начались.
Click to view
- Ночью тут красотища, - вздыхает Вовка Емельянов, кутаясь от ветра в пуховик, - А летом просто благодать! И рыбалка, и грибы, и пляж…
Село Климовка, Шигонский район Самарской области - самый настоящий транспортный тупик. Дорога здесь кончается, упираясь в Волгу. Правда, зимой местные жители ходят по льду в Подстепки и в Тольятти. Вовка Емельянов говорит, что это совсем недалеко: 4 и 7 километров соответственно. Чтобы добраться сюда на автомобиле потребуется проехать почти 150 километров - это 2 часа в пути. Другого транспортного сообщения с Климовкой не существует, хотя в путеводителях написано, что из Сызрани в это село два раза в неделю ходит автобус.
- И не страшно в Тольятти пешком ходить? - спрашиваю я Вовку.
- Нет, там лед толщиной в 1 метр. Мы даже, когда буром сверлим, то до воды не достаем.
На набережной Климовки (так называется эта сельская улица) стоит несколько разрушенных дачных домиков и брошенная почта. Но есть и крепкие строения. По запорошенным снегом калиткам видно, что хозяева приезжают сюда только летом.
На входной двери сельского почтамта еще сохранился «график работы». Здесь же сиротливо развивается на ветру огрызок листовки: «За словом дело, за делом - результат». Вовка Емельянов говорит, что теперь почтовые услуги жителям Климовки оказывают «на дому». Тут вообще мало, что осталось. Люди из села бегут, административные объекты закрываются.
- Учительница начальных классов у нас жила, но два, или три года назад уехала в Тольятти, - рассказывает наш проводник, - теперь в школу мы ездим в соседнее село.
- Куда?
- Село Маза, вы его проезжали, когда в Климовку ехали.
- На автобусе ездите?
- Да. Нас всего тут 20-25 школьников.
Здесь же, недалеко от почты, медленно «умирает» еще одно брошенное здание - школа. Внутри все замерло: словно тут несколько минут назад закончились уроки.
- Сельсовет тоже не работает, - рассказывает Вовка, - бабуля моя его открывает только, чтобы мясо продать. Торгуем мы там…
У Вовкиной бабушки Надежды Лаевской в Климовке семейная животноводческая ферма. Ее хорошо знают не только в селе, где с работой очень туго, но и в Шигонском районе.
- В Климовке можно устроиться на ферму, в овчарню, или вообще ничего не делать - водку пить, - объясняет наш проводник.
А ведь когда-то в Климовке был колхоз-миллионер, который славился высокими надоями молока. Здесь было 300 голов КРС и 200 свиней.
Пять лет назад Лаевская начинала с заготовки и продажи кормов. Потом купила 10 коров и постепенно занялась разведением скота. Сегодня на ферме Лаевской больше 50 голов КРС. Они сами делают сметану, молоко, масло и кефир.
Click to view
Овчарня находится недалеко от фермы Лаевской. Три десятка овец жалостливо блеют в пустоту. Вокруг грязь, разруха и звенящая безысходность, которую по-настоящему чувствуешь только в русской деревне.
- Лошадь в селе одна осталась, - бросает на ходу Вовка, который продолжает показывать нам окрестности Климовки. Вид у него серьезный, голос деловой. В пуховике, который ему велик, он напоминает главного героя поэмы Николая Некрасова «Крестьянские дети».
Мать Вовки Емельянова ведет в местном Дворце культуры несколько кружков. С детьми занимается бесплатно. Тут же находится библиотека. Других развлечений, кроме водки, у молодежи в Климовке нет.
На ферме Лаевской Вовка знакомит нас с молодым человеком. Саша - местная легенда. Два года назад он переехал в Климовку из Тольятти, где работал на ВАЗе. Говорит, сбежал сюда специально, потому что устал от городской суеты.
- Тут только поначалу непривычно, - рассуждает дауншифтер, - но, как только вольешься в коллектив, со всеми познакомишься, то привыкаешь. Мне в Климовке очень нравится.
Советское время жители этой деревни вспоминают с благоговением. Еще бы! Тут была и пристань, куда несколько раз в сутки причаливал «ОМИК», и автобусное сообщение, и толпы туристов, которые день и ночь бродили туда-сюда по главной улице Климовки - Ленина.
- Нам еще в детстве говорили про новый мост, - рассказывает Степан, который прожил в Климовке всю жизнь.
Планы регионального правительства Степан комментировать отказывается. Говорит, что новым мостом через Волгу больше интересуются скупщики земли, которые все чаще стали появляться в Климовке.
- На сайте бесплатных объявлений, в рубрике «Продается», случайно нашел свой дом. Звоню по телефону, указанному в сообщении, спрашиваю: «Зачем вы выставили на продажу мое жилье?» Молчат.
Местные жители рассказали, что несколько лет назад депутат городской думы Тольятти Виктор Попов (ООО «ДЖКХ») выкупил земельные паи у сельчан, а те, что не смог приобрести - взял в аренду. Поэтому жители Климовки, в отличие от губернатора Меркушкина, хорошо знают «Кто такой Попов». Ведь именно этот вопрос задавал жителям Тольятти глава региона во время встречи с городским активом.
Click to view
Газа в Климовке нет. Топят дровами, хотя власти Шигонского района обещали завершить газификацию села в 2013 году. На берегу Волги, где планируется строить мост, разбросаны строительные вагончики. Тут же можно встретить многочисленных сотрудников «Газпрома». Рабочие ремонтируют ветку, которая тянется под Волгой и выходит на окраине Климовки.
- Это кто? - интересуемся мы у Вовки, когда навстречу нам появляется мужчина в засаленной телогрейке. С виду - обычный бомж.
- Это Копченый, - со знанием дела отвечает проводник, - Работает в «Газпроме».
Копченый, проходя мимо, сверлил взглядом нашего фотографа. Было видно, что настроен он агрессивно. Снимать мы его так не решились.
На берегу Волги мы прощаемся с Вовкой. Он приглашает нас приехать в Климовку летом:
- Будем монеты на берегу собирать, - говорит он.
- Какие монеты?
- Старинные. Тут их знаете, сколько! Мы с бабушкой каждую осень клад находим. Вы мне пишите…
- Куда?
- По электронной почте…
- У тебя тут интернет есть?
- Угу, 3G-модем.
Жизнь в Климовке кипит вокруг единственной торговой точки - магазина «дяди Толи». Здесь мы неожиданно снова встречаем дауншифтера Сашу. Судя по всему, ему все-таки удалось стать своим, найти друзей. Из магазина он выходил вместе с товарищем. В руках Саша держал бутылку водки.
- Обед, - оправдывался бывший ВАЗовец.
- Влился, - подумали мы.
Click to view
Сегодня никто не может назвать точную сумму, в которую обойдется строительство моста, который соединит Тольятти и Шигонский район. Так, экс-руководитель департамента транспорта
Геннадий Таранов в июле 2012 года говорил, что объект обойдется государству в 1,3 млрд. евро.
В мае 2008 года газеты писали, что в строительстве моста через Волгу больше всех заинтересован тольяттинский бизнес и в первую очередь - АВТОВАЗ. Однако вопрос о возможном участии группы в финансировании моста так и не решился. В апреле 2008 года реализацию проекта строительства моста в районе Климовки предполагали возможной на основе частно-государственного партнерства. При этом группа АВТОВАЗ должна была взять на себя обязательства по подготовке проектно-сметной документации и указать проценты финансирования.
Эксперты считают, что обычно такие масштабные проекты планируются с участием федерального и местного бюджетов и привлечением частного капитала. Причем, доля частного капитала может быть около 25%.
P.S. от 25 марта 2013 года.
Текст, фото - Виталий Папилкин.
Еще репортажи блогеров и журналистов про Климовку можно почитать
здесь и
тут.