Мэрия Жигулевска проиграла в арбитражном суде «Русгидро». Главе Жигулевска не удалось заработать на воде, где стоит ГЭС.
На фото: Александр Курылин.
Мэр Жигулевска Александр Курылин в конце лета 2012 года инициировал два судебных процесса против дочернего предприятия «Русгидро» - Жигулевской ГЭС. Юристы Курылина подали иски в Арбитражный суд Самарской области о взыскании 27,3 и 106,3 млн. рублей, обвиняя ГЭС в необоснованном обогащении. В своем исковом заявлении мэрия утверждала, что «Русгидро» уклоняется от платы за пользование земельными участками под гидротехническими сооружениями. Речь шла о струенаправляющей дамбе № 49 и земляной плотине Жигулевской ГЭС. Позже сумма исков была уменьшена до 24,4 и 92,3 млн рублей соответственно. Юристы сослались на то, что срок исковой давности истек, а потому умерили свои аппетиты. Но получить даже эту компенсацию от «Русгидро» чиновникам не удалось.
Александр Курылин спустя четыре года работы на посту мэра Жигулевска вдруг понял, что предприятия, работающие в городе, ведут себя, мягко говоря, непатриотично. Он намекал на то, что не весь бизнес в Жигулевске социально ответственный, а потому принял решение добиваться компенсации через суд.
- Недавно я попросил у руководства ГЭС 3 млн рублей, - признался глава на встрече с жителями в августе 2012 года, - а они мне дали всего 280 тысяч.
Именно эта ситуация, по словам Курылина, послужила катализатором судебного процесса, который в этом году затеял муниципалитет Жигулевска, обратившись в арбитражный суд с просьбой взыскать с компании «Русгидро» свыше 100 млн рублей.
- Они (Жигулевская ГЭС. - Прим. авт.) недоплачивали нам ежегодно по 30 - 40 миллионов рублей, - считает Курылин.
Эти деньги, по версии мэра, - доходы от аренды двух объектов землепользования, находящихся на территории городского округа Жигулевска. Александр Курылин не скрывал, что таким способом попытался пополнить бюджет города за счет предприятий, работающих на территории Жигулевска. Эти деньги, по мнению мэра, компания «Русгидро» недоплатила муниципалитету. Генеральный директор Жигулевской ГЭС Олег Леонов считает, что его предприятию «не имеет смысла конфликтовать с мэрией», однако он дал понять, что будет защищаться в арбитражном суде. И сдержал слово.
На фото: Олег Леонов.
С самого начала этого конфликта Олег Леонов говорил, что на оба объекта, которые и стали причиной спора, распространяется действие Водного кодекса, а не Земельного. И Леонов оказался прав.
- За водопользование мы платим исправно. Если арбитражный суд обяжет нас платить за аренду этих участков и докажет правоту Курылина, то мы подчинимся. А так у нас государственная компания, и какими бы глобальными ни были бюджетные проблемы у Курылина, он не может решать их за наш счет, - заявил в начале сентября 2012 года Леонов.
Предварительное судебное заседание по иску мэрии к компании «Русгидро» прошло 21 августа. Начальник юридической службы Жигулевской ГЭС Денис Давыдов тогда заявил, что судебные претензии Курылина разделили на два иска. Первый - по земельной плотине, второй - по 49-й дамбе. Давыдов с самого начала был уверен, что спор разрешится в пользу «Русгидро», поскольку подобные прецеденты уже рассматривались в арбитражных судах, и он оказался прав.
- Аналогичные претензии предъявлялись Волжской ГЭС. Тогда «Русгидро» выиграла процесс, вспоминает Давыдов. - Арбитражный суд Самарской области тоже поддержал нас в этом вопросе.
- По итогам заседаний, прошедших 1 и 10 октября 2012 года, Арбитражный суд Самарской области постановил отказать в иске администрации Жигулевска к Жигулевской ГЭС, - заявил «P.S.» Олег Леонов. - Решение суда для нас вполне ожидаемо. Компания «Русгидро» работает в правовом поле государства. Налоговые платежи перечисляются в бюджеты различных уровней в полном объеме и в установленные законом сроки. Суд подтвердил, что участки, на которых расположены гидротехнические сооружения (струенаправляющая дамба № 49 и земляная плотина), ставшие предметом разбирательств, являются дном водного объекта реки Волга и плата за их использование осуществляется ОАО «Русгидро» в составе платы за пользование водным объектом, что соответствует земельному и водному законодательству Российской Федерации. Мы со своей стороны полностью удовлетворены решением суда.
Виталий Папилкин, "P.S.", 22 октября 2012 года