Сегодня "P.S." публикует интервью с известным политтехнологом Львом Павлючковым.
Советник Александра Шахова уверен: эксперты преувеличивают степень накала предвыборных страстей в Тольятти. Политолог не считает, что Шахов проиграл.
Виталий Папилкин, "Постскриптум", 9 апреля 2012 года
Лев Павлючков начинал свою карьеру шестнадцать лет назад, в Саратове, на родине нынешнего главы администрации президента Вячеслава Володина. Сам Павлючков свою профессиональную связь с Володиным не подтверждает, но и не отрицает. В «нулевых» политтехнолог работал с Юрием Качмазовым (группа «СОК»), и запомнился тем, что в первый и пока в последний раз провел в региональный парламент партию «Зеленых». А еще раньше - работал с «Газпромом». На его счету более ста побед. В том числе в горячих точках: в Ингушетии и Южной Осетии. В Тольятти Павлючкова считали главным идеологом избирательного штаба Александра Шахова. Сегодня «P.S.» публикует с ним эксклюзивное интервью.
- Ты готовишься к выборам губернатора Самарской области?
- Выборы губернатора в Самаре скорее пройдут, чем нет. Правда, существует вероятность, что президент подпишет Указ, который вступит в силу 1 января 2013 года и тогда срок полномочий главы региона Владимира Артякова истечет. В этом случае, вопрос о назначении губернатора станет техническим - руководителя области назначат из Москвы. Но сегодня и федеральный центр, и «Единая Россия», и команда Артякова готовятся к прямым выборам.
- Ты сказал, что к «прямым». Речь идет о процедуре избрания губернаторов, которая существовала до декабря 2004 года? И как ты оцениваешь последнюю инициативу Дмитрия Медведева о том, что будущий губернатор должен заручиться поддержкой муниципальных депутатов?
- Я думаю, что власть, еще не определилась, до какой степени она сможет сыграть с электоратом в игру под названием «демократические выборы». Они не решили: сохранить свободу реального выбора, или ограничить эту ее какими-либо дополнительными обстоятельствами, условностями, фильтрами. Этот процесс еще не завершен. Власть прощупывает «болевой порог» Болотной: обещает уступки, но конечные решения могут оказаться очень далеки от самого понятия «прямые всенародные выборы».
- Артяков - это сильная политическая фигура? У него есть серьезные конкуренты в регионе?
- В Самарской области будет один кандидат на пост губернатора. И его согласуют в Москве. Сначала по этому вопросу будет приниматься политическое решение, потом экспертное, и только в последнюю очередь -электоральное. То есть, если власть решит, что губернатором должен стать Артяков, то региональные элиты консолидируются и тот без проблем сохранит свои электоральные позиции. А они у него есть. И эти позиции неплохие. Впрочем, может случиться и так, что Артяков уйдет в федеральное правительство. Этого тоже никто не исключает. Но при таком раскладе придется искать кандидатуру на пост главы региона, которая устроит всех: и центр и местные элиты.
- Кто может стать «приемником» Артякова? Нынешний вице-губернатор Алексей Бендусов? Может, Владимир Мокрый?
- Кандидатура Владимира Семеновича - это просто сладкое вожделение местных элит, нежели серьезное политическое основание. Предпосылок для возвращения Мокрого на пост губернатора нет. Мокрый может быть только «инициативником». А к таким относятся с подозрением.
- А Михаил Матвеев?
- Это вообще фейк.
- Олег Сысуев?
- Я думаю, ему это просто не нужно. Олегу Николаевичу очень комфортно работать в консорциуме «Альфа-групп». У него там теплый кабинет и круг приятных ненапряжных обязанностей.
- Тогда кто?
- Дмитрий Азаров. Ему это нужно. Это для него естественно. За ним - «Волгопромгаз».
- Все?
- Ну, почему? Есть еще Александр Нефедов. Это же «НОВОТЭК». Самарская область это, по-прежнему, территория, где огромную роль играют финансово-промышленные группы. Не забывай и про Вексельберга. Он играет в последнее время достаточно активно в регионе.
- А ты кого бы хотел видеть губернатором Самарской области? Ну твое личное желание?
- Аветисяна. Было бы интересно.
- Ты, как политтехнолог, будешь принимать участие в выборах губернатора Самарской области?
- Пока президент не подписал Закон - это бессмысленный разговор. Формат будущей избирательной кампании не утвержден. Что мы тогда обсуждаем?
- Вероятность того, что Артяков будет не избран, а переназначен?
- 51%.
- Стоит ли совмещать выборы губернатора с выборами в гордуму? Вот депутат Самарской губдумы Александр Дроботов считает, что не надо. Мол, слишком много грязи, и это повлияет на явку избирателей.
- Ой… (вздыхает). 4 марта, когда выборы Президента были совмещены с выборами мэра Тольятти, явка была замечательная. Так что это глупости.
- Давай про выборы в Тольятти поговорим?
- Давай.
- Как ты считаешь, у Сергея Андреева и Александра Шахова были равноценные ресурсы? В том числе и финансовые инструменты?
- Я отвечу тебе так, как видят эту ситуацию все эксперты в области политического консультирования. Шахов провел свою кампанию за шесть недель. Гонка шла на фоне хронических неудач «Единой России» в Тольятти. Вспомни последние результаты «медведей» на выборах в вашем городе. Кроме того, Шахов - это представитель наименее референтного института общества - а именно института органов внутренних дел. У него изначально был очень высокий антирейтинг. Но, тем не менее, его показатели превзошли все наши самые смелые ожидания.
- Андреев и Шахов - это, как борьба Pepsi и Coca-Cola? Ты об этом?
- Это была борьба правой и левой руки. Белый дом талантливо разыграл протестную карту в Тольятти. Результат: все счастливы. При этом, Шахов выполнил роль оппозиционного кандидата. А Андреев - напротив вроде как боролся с «режимом». Хотя именно он еще осенью получил поддержку Плигина (Владимир Плигин, - депутат Государственной думы РФ, председатель комитета по конституционному законодательству, - прим. Авт.), Фадеева (Валерий Фадеев, член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала «Эксперт», - прим. Авт.) и того же Комарова (Игорь Комаров, президент ОАО «АвтоВАЗ», - прим. Авт.). А еще Прохорова (Михаил Прохоров, - миллиардер, президент группы «ОНЭКСИМ», - прим. Авт.). Андреев десять лет шел к тому, чтобы стать мэром Тольятти. Шахов - шесть недель. Есть разница? Одному тридцать девять лет, другому - шестьдесят два года. Понимаешь? Конечно, стартовые позиции Шахова и Андреева были абсолютно неравноценны.
- Зачем Белый дом выставил двух «своих» кандидатов?
- Потому что Самарский Белый дом поступил тонко, умно и дальновидно. Блестяще обманул протестные настроения тольяттинцев. В отличие от их коллег из Ярославской области. Зачем идти поперек политических процессов, которые уже идут в стране?
- То есть это не была борьба?
- Это была понятная избирательная кампания. В результате, во власти сохранилось абсолютное большинство единороссов. Ты можешь убедиться в этом хотя бы из того, какие кадровые решения принимаются в новой мэрии.
- Твой оппонент - пиарщик мэра Тольятти Сергея Андреева Александр Долгополов на последней встрече сказал мне: «Выборы мэра Тольятти - это ад. Но впереди чистилище - борьба за мандаты в гордуму». Ты согласен с этим?
- Ну, а что с того? Это нормальный политический процесс. Выборы в тольяттинскую городскую думы будут действительно очень интересными.
- Как ты считаешь, у Шахова есть политическое будущее?
- Крайне опасно и вредно переоценивать Шахова. Вредно для него. Он показал высокий личностный потенциал, но он только сделал первый шаг в свою возможную политическую карьеру. Начинать надо будет с маленьких шажков. Он ведь не был десять лет в «оппозиции», как Андреев. Ну, например, я считаю, ему надо избраться в тольяттинскую городскую думу. Ему надо сформировать собственную содержательную платформу. Ведь ее отсутствие - это и была самая большая проблема на выборах - у него нет бэкгранунда.
- Мы разговаривали с коллегами и многие уверены, что этот скандал в Казани, с изнасилованием полицейскими человека бутылкой шампанского… Все это случилось в период второго тура выборов мэра. Ведь это все «прокачали» по федеральным медиа. Ты не считаешь, что он сыграл роковую роль в исходе этой гонке?
- Ты мне лучше иначе задай вопрос: «А можно ли было выиграть кандидата Шахова?» И я тебе отвечу: «Победить можно всегда». Но, действительно, во время гонки происходят какие-то вещи, которые детерминируют ситуацию. Они могут быть временные, сущностные, политические. Так вышло и с этим скандалом в Казани. Я его оцениваю в 5% - 7%. Именно столько у нас отняли полицейские с шампанским…
- У тебя было много кампаний. Эта была сложной?
- Знаешь, в ней присутствовал элемент партизанщины. Это плохо. Я бы это хотел отметить. Но, в целом, гонка была не хуже, и не лучше, чем какая-нибудь другая схватка.
- Ты обещал заказчикам победу?
- Я обещал вывести Шахова во второй тур. И усилить кампанию Путина. Но аппетит приходит во время еды. И результаты первого тура для многих стали основанием переоценить статус-кво. На старте кампании мы проводили исследования - заказывали «Фонду Социальных Исследований» (возглавляет Владимир Звоновский, - прим. Авт.): «потолок» Шахова - 35%, предельный рейтинг Андреева - 65%. Победа Шахова могла теоритически состояться только, как побочный эффект выигрыша Путина. И только в первом туре. То есть на старте, на волне конформистского голосования, можно было получить большинство голосов. В первом туре мы победили. Был бы другой устав города, и был бы Шахов мэром…
- А во втором?
- Во втором туре мотивация тех, кто голосовал за Шахова, резко снизилась. Все вернулось «на круги своя». Но Шахов все равно превзошел свой «потолок» - он набрал 40%. После 25% для ЕР в декабре - неплохой довесок.
- Чем тебя удивила кампания вашего основного оппонента?
- До сих пор не понимаю: как они умудрились не выиграть в первом туре?
- У меня остался только один вопрос - он личный: чем ты сейчас занимаешься? Когда приедешь в гости, в Тольятти?
- Наша компания занимается не только политической рекламой, но и коммерческой. У нас есть сейчас проекты и в России и за рубежом. А приеду ли я в Тольятти, или нет - я пока не могу сказать.