Миллион евро потратит Самарская область на организацию выборов.
33 миллиона рублей (по самым скромным подсчетам) будут стоить налогоплательщикам Самарской области выборы 4 марта. На эти деньги избирком закажет печатную продукцию, купит расходные материалы, установит информационные стенды и техническое оборудование. Интересно, что на официальном сайте реестра государственных контрактов еще совсем недавно были размещены аналогичные заявки. Избирком покупал те же металлические шкафы для хранения документов (3 млн рублей), настольные ширмы для тайного голосования (3 млн рублей) и специальные кабины для инвалидов (еще 3 млн рублей). Куда делся этот инвентарь после декабрьских выборов - неизвестно. Пресс-секретарь избирательной комиссии Самарской области Роман Романов отказался комментировать новые расходы своего ведомства.
Осенью 2011 года, в период подготовки избирательной комиссии к выборам депутатов федерального и регионального парламента, чиновники разместили на официальном сайте реестра государственных контрактов заказов на десятки миллионов рублей. Одних только канцелярских товаров приобрели на полтора миллиона. 15 млн рублей потратили на флеш-накопители (USB). Еще столько же на стационарные и переносные ящики для голосования.
Любопытно, что многие лоты дублируются. Так, например, 9 сентября 2011 года избирком опубликовал заказ на поставку кабин для тайного голосования и настольных ширм, заплатив за это почти 15 млн рублей. А 28 декабря 2011 года (то есть сразу после выборов) избирательная комиссия Самарской области решила докупить настольные ширмы и объявила тендер еще на 3 млн рублей.
«В соответствии с законом, избирком вправе списать этот инвентарь, - заявила председатель ассоциации Самарского регионального отделения защиты прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина, - но насколько показывает мой опыт наблюдения за выборами, и сейфы, и кабины для голосования никуда не деваются. Их используют повторно. Лично я вот уже несколько лет пытаюсь добиться от избирательной комиссии Самарской области внятных ответов, как расходуются средства налогоплательщиков. Но тщетно».
Член региональной общественной палаты Виктор Часовских долгое время работал в избирательной комиссии Самарской области, однако затруднился прокомментировать новые расходы избиркома.
«Да, я был членом избиркома с правом совещательного голоса, - признался г-н Часовских, - но, если честно, мы такие вопросы на заседаниях не рассматривали. Я допускаю, что какая-то часть тех же кабин для голосования после выборов приходит в негодность. Попробуй: собери, да разбери эту конструкцию! В любом случае, инициатива о покупке нового инвентаря идет «снизу». Заявки делают участковые избирательные комиссии. Чиновникам ничего не остается, как докупать инвентарь».
«По степени «засекреченности» я бы сравнил избирательную комиссию Самарской области с ФСБ, - признался председатель Самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко, - тему, которую вы поднимаете, ни разу не рассматривали в избиркоме. Я допускаю, что избирком совершает много небрежностей во время закупок, но никто из членов комиссии не желает объясниться на этот счет».
«Денег на организацию выборов выделяется недостаточно, - заявил на условиях анонимности один из членов избирательной комиссии Самарской области, - поэтому я не стал бы искать в заявках избиркома «коррупционную составляющую». Финансовых ресурсов постоянно не хватает. Конечно, есть проблемы с учетом инвентаря, поскольку такую бухгалтерию фактически никто не ведет. Например, у меня, как у организатора выборов, в день голосования бывают проблемы с транспортом. Приходится обращаться с этим вопросом к муниципальным предприятиям. Выручают. Часто бывает так, что сейфы во время не доставляют на участок. Что делать? Иду и беру их у главы администрации, или директора школы. Другая проблема: например, многие участковые избирательные комиссии вообще не отапливаются! За три дня до голосования наводим там порядок. Да, школы, где часто проходит голосование, оставляют инвентарь себе. Так будет, например, с камерами видеонаблюдения. А что в этом плохого? Это хоть какая-то плата за использование помещений на выборах».
Помимо затрат на покупку сейфов и кабин для голосования, существуют и текущие расходы. Например, покупка офисной бумаги. На эти цели избирком заложил 750 тыс. рублей. За 3 млн рублей комиссия напечатает «памятки избирателю». Свыше 1,5 млн рублей чиновники потратят на канцтовары. Еще 3 млн рублей на наклейки и информационные материалы. Самая большая статья расходов - техническое оборудование. На эти цели предусмотрено 7,5 млн рублей.
"P.S." от 13 февраля 2012 года