Конфликты с управляющими компаниями стали главной темой в борьбе партий и кандидатов за голоса избирателей.
Участники политической гонки 2011 года чаще всего в своей предвыборной риторике упоминают проблемы ЖКХ. Больше всех от этого страдают коммунальщики. Они признаются: жители Тольятти до сих пор не желают разбираться в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, а политики этим умело пользуются. «В период выборов работать очень тяжело, - признается директор ООО «Управляющая компания №1» Владислав Арутюнян, - я не понимаю, почему жители Тольятти верят больше кандидатам - по сути, неизвестным им людям, нежели той компании, с которой у них заключен договор? Они говорят, что ли, слаще…»
Любая фокус-группа (качественный, да и количественный социологический опрос избирателей перед выборами, - прим. авт.) покажет, насколько важной является проблема ЖКХ для электората. Поэтому практически все предвыборные штабы планируют пиар-стратегию продвижения своих кандидатов только после изучения жилищно-коммунальных проблем в округе. Так, например, кандидат в Самарскую губернскую думу от «Единой России» Андрей Першин последний месяц открывает в своем округе домовые Советы. И не забывает рассказывать об этом по местному ТВ. Другие участники гонки, например, оппонент г-на Першина - самовыдвиженец Александр Стряпчев, создают общественные движения, чтобы контролировать критику в свой адрес и, конечно же, «минусовать» оппонентов. Иначе никак нельзя объяснить деятельность ОД «Автоград». Члены этого движения, родившегося несколько месяцев назад, помогают решить проблемы жителей домов, которых обслуживает ООО «Управляющая компания №2». Александр Стряпчев по счастливой случайности числится там заместителем генерального директора. Как только в приемную ОД «Автоград» поступает жалоба, появляется кандидат Стряпчев и помогает решить все насущные вопросы. В блоге этого движения также можно найти критику в адрес действующего депутата.
Политическая реклама в лифтах кандидата в Самарскую губернскую думу Александра Стряпчева
«Тема ЖКХ на сегодняшний день самая актуальная. Ведь это касается каждого. Чтобы разобраться в ней, мы в партии привлекаем профессионалов жилищно-коммунального хозяйства, - делится руководитель предвыборного штаба КПРФ в Поволжье, депутат Государственной думы РФ Леонид Калашников, - у нас даже работают экспертами бывшие финансисты РАО «ЕЭС». Помогают вникать в самую суть тарифной политики. К тому же мой коллега Валентин Романов (депутат ГД РФ от Самарской области, - прим. авт.) хорошо разбирается в этих вопросах».
Главный редактор портала «Пресс-Волга», политтехнолог Федор Быстров признается: большинство специалистов по выборам вообще ничего не понимают в ЖКХ:
- Работая в незнакомом регионе, мы получаем информацию от местных коммунальщиков и «разворачиваем» ее в пользу кандидата. Используется стандартный набор агитационных материалов: листовки, брошюры, газеты. Часто кандидаты открывают консультационные пункты, где жителям бесплатно разъясняют их права или основы жилищного кодекса. Естественно, все используют формат митингов, чтобы актуализировать эту тему. Надавить на «больное», «разбудить» избирателя. Кстати, тема ЖКХ, как оказалось, не так горячо востребована в Тольятти, как, например, в Сибири или на Дальнем Востоке. Там во время обсуждения этого вопроса на встречах кандидата с избирателями бывает совсем «жарко», - рассказывает Федор Быстров.
Политтехнологи вынуждены привлекать для работы в предвыборном штабе юристов, специализирующихся на вопросах ЖКХ. Как правило, такой профессионал проводит несколько тренингов для молодых специалистов - выпускников юридических факультетов, а дальше они уже консультируют избирателей, которые приходят на прием или на встречи к кандидату.
Директор ООО «УК №1» Владислав Арутюнян не смог вспомнить ни одну предвыборную гонку, во время которой ее участники не говорили бы о проблемах жилищно-коммунального хозяйства. «Годы идут, но ни электорат, ни сами кандидаты не готовы изучать этот сложный «коммунальный» вопрос», - говорит г-н Арутюнян, - вместо этого какие-то люди сейчас ходят по подъездам домов, которые обслуживает наша компания, и рассказывают, что Арутюнян украл деньги и давно уже уехал жить за границу. Разве так можно?»
Арутюнян утверждает, что знает в Тольятти только одного политика, который разбирается в ЖКХ, остальные, по его словам, почти ничего не понимают в этом вопросе и только «делают умный вид».
- Но, несмотря на правовую безграмотность, они (кандидаты) обрушиваются на нас с критикой, - говорит г-н Арутюнян, - Нас имеют! На нас пиарятся! У них задача - унизить работников коммунальной сферы. За сорок лет работы в этой области я никак не могу к этому привыкнуть.
Федор Быстров вспоминает, что на последних выборах в Тольятти пиарщики общественного движения «Декабрь» сделали упор на ЖКХ и не прогадали. «Рейтинги пошли вверх. Политтехнологи попали в точку, но, заметьте, они начали работу с жителями и коммунальщиками задолго до выборов», - говорит Быстров, - А что касается самой проблематики ЖКХ - это самая выигрышная тема у политтехнологов сегодня. Просто потому, что в расходах избирателей, которые голосуют (пенсионеры, работники образования, здравоохранения и другие бюджетники) доля средств, которые уходят на ЖКХ, достигает в семейном бюджете 50%.
Быстров не заметил, чтобы специалисты по выборам в этой кампании прибегали бы к каким-то новым или необычным приемам, пытаясь заработать политические очки на теме ЖКХ:
- Мы, как и в прошлые годы, устраиваем встречи жителей с представителями управляющих компаний, чиновниками департамента ЖКХ, ведем разъяснительную работу среди населения.
Правда, сами коммунальщики говорят, что сомневаются в качестве информации, которой политики «кормят» население. По их словам, это приводит к путанице и недоразумениям. Чаще всего кандидаты обещают в случае победы «выбить» деньги из федерального бюджета на капитальный ремонт жилья, построить детские площадки или отремонтировать подъезды. Нередко сами бизнесмены, работающие в коммунальной сфере (как г-н Стряпчев), идут в политику. У избирателей появляется возможность узнать об изменениях в жилищном кодексе, получить консультацию по вопросам оплаты услуг ЖКХ, тарифов, возможности получения субсидий. Вероятно, не все сотрудники управляющих компаний готовы также внимательно выслушать клиента, как это делают работники предвыборных штабов. Отсюда и наплыв жителей, недовольных работой коммунальных служб, а значит и желающих поучаствовать в предвыборной «борьбе» с управляющими компаниями.
Виталий Папилкин, "P.S." №38 (358) от 21 ноября 2011 года.