Общественные движения практически не оказывают влияния на результаты выборов. Электорат не обращает внимания на «дешевые» технологии.
Накануне выборов депутатов Государственной думы и регионального парламента в Тольятти вновь наблюдается всплеск гражданских инициатив. Более десятка общественных движений, которые ранее не были известны жителям города, заявили о том, что готовы защищать права тольяттинцев в совершенно разных областях. При этом практически все они отрицают свою причастность к политическим партиям и кандидатам. Есть среди «общественников» и те, кто четыре года назад, принимал участие в выборах. Сегодня они активизировались и готовы вновь оказать «одноразовую» поддержку тольяттинским политикам.
Руководитель «Фонда социальных исследований» Владимир Звоновский смог вспомнить только одно тольяттинское движение, которое, по его мнению, действительно обладает поддержкой избирателей - это «Декабрь». «Во многом бренд этой организации закрепился в массовом сознании жителей, благодаря успеху на выборах 2009 года, - считает социолог, - «Декабрь» реально участвовал в предвыборной гонке. И добился хороших результатов. Однако нельзя не брать в расчет, что успех «Декабря» связан с тем, что это движение сформировалось на платформе партии «Правое дело», которая не смогла принять участие в выборах депутатов ТГД».
В этом году движению «Декабрь» исполняется пять лет. Организация уже участвует в выборах депутатов Самарской губернской думы. «Декабристы» так же рассчитывают побороться за пост мэра Тольятти. Лидер движения Сергей Андреев заявил, что готов в марте 2012 года выдвинуть свою кандидатуру на пост градоначальника.
- У нас нет фиксированного учета членов движения, - объясняет депутат ТГД (фракция «Декабрь») Николай Лексин, - поэтому я не могу сказать точное число наших сторонников.
Сам г-н Лексин в настоящее время баллотируется в Самарскую губернскую думу и утверждает, что в Центральном районе Тольятти его поддерживает не меньше десяти тысяч человек.
Политтехнолог Савелий Морозов, который в 2009 году работал на выборах в Тольятти, заявил «P.S.», что сильно сомневается в успехах «Декабря» на предстоящих выборах:
- Объективно движение Сергея Андреева растеряло весь свой рейтинг, который они первоначально заработали в 2007-2009 году. Во-первых, сам г-н Андреев дискредитировал себя тем, что ушел работать министром в областное правительство. Таким образом, он дал понять избирателям, что «Декабрь» больше не является оппозицией действующей власти. А вторая проблема - это выход из движения депутата ТГД Борислава Гринблата, который тоже выполнял функции паровоза в «Декабре». Сегодня он баллотируется в Самарскую губернскую думы при поддержке «Справедливой России». Так что прежних успехов от «Декабря» ожидать не приходится.
Ноу-хау этой предвыборной кампании - создание тематических групп в социальной сети «Вконтакте» для последующего использования таких ресурсов на выборах. Так, лидеры движения «Справедливый Союз Тольятти» Борислав Гринблат и Михаил Маряхин неоднократно рекламировали во время своих телевизионных эфиров сообщество «Молодые мамы Тольятти». При этом, не скрывая, что это группа в интернете, которая совсем недавно встала с ними под одни знамена. Однако это тот случай, когда невозможно проверить, кто из «молодых мам» живой человек (на самом деле проживающий на территории Тольятти), а кто - виртуальный персонаж.
На фото: политтехнолог из Воронежа, покровитель "молодых мам из Тольятти", автор и создатель движения "Справедливый Союз" Сергей Борисов
- Все это замечательно, - считает социолог Звоновский, - пока кто-то из оппонентов эсеров не зарегистрирует точно такое же движение в социальной сети и не начнет его раскручивать.
Среди новичков, активно рекламирующихся в последнее время, замечено движение «Автоград». Учредитель этой структуры - Александр Зайцев утверждает, что их движение не имеет никакого отношения к выборам. Тем не менее, в приемной «Автограда» замечена агитационная продукция кандидата в депутаты Самарской губернской думы Александра Стряпчева.
На фото: приемная ОД "Автоград" на Московском проспекте, д. 29. В здании ЖЭУ №1
Единственная политическая партия, которая никогда не пользуется на выборах помощью сторонних движений, является ЛДПР. По мнению Владимира Звоновского, у партии Жириновского «образ лидера является единственным и главным, поэтому они не нуждаются в дополнительной поддержке».
Юрист Станислав Хохлов сегодня консультирует политические партии и кандидатов, баллотирующихся в Приволжском федеральном округе от партия «Единая Россия». Он согласен с социологом Владимиром Звоновским, что «одноразовые» движения не дают никаких преференций участникам избирательного процесса.
Станислав Хохлов, юрист:
- Отличие общественных движений от общественной организации только в том, что движение не подразумевает членство. Не надо никуда вступать, писать заявления, не надо регистрировать такую структуру в Минюсте. В любом случае, «самовыдвиженцам» надо собирать подписи. Это скорее пиар-составляющая, нежели реально работающий юридический инструмент. Нынешнее законодательство Российской Федерации позволяет выдвигать кандидатов на выборы в Государственную думу от политических партий, либо самовыдвиженцев. Поддержка общественной организации, или движения может выступать лишь в качестве дополнительного ресурса в борьбе за голоса избирателей. Но не более.
БРОДЯТ ПО КИОСКАМ
Для популяризации брендов используются медиаинструменты
Большинство «одноразовых» движений, зарегистрированных в Тольятти, были созданы в 2007 году при участии сотрудников Центра политического консультирования «Никколо-М» (г. Москва). «Карманные общественники» выполняли функции спикеров на выборах и поддерживали конкретных кандидатов и политические партии.
Движение «Тольятти вперед» было создано в сентябре 2007 года и раскручивалось специально к выборам депутатов Государственной думы и мэра Тольятти. Председатель - действующий градоначальник Анатолий Пушков. Для продвижения бренда использовались практически все возможные медиа-инструменты: на радиостанциях звучал гимн «Тольятти вперед», а по местному ТВ транслировались промо-ролики одноименного движения. Кроме того, для рекламы задействовали более 30 рекламных поверхностей. Параллельно в Тольятти ежедневно было организовано более 50 уличных пикетов. Эта пиар-кампания продолжалась в течение двух месяцев. За это время вышло 10 выпусков газеты «Тольятти вперед». Накануне голосования движение официально объявило о поддержке ПП «Единая Россия». Впоследствии этот же бренд активно использовался на выборах мэра, однако, после победы Анатолия Пушкова движение прекратило свою деятельность.
На фото: отец-основатель большинства тольяттинских общественных движений, учредитель ГК "Никколо-М" Георгий Гамбашидзе
Аналогичные медийные и финансовые ресурсы были задействованы для популяризации бренда движения «Народный контроль», которое активно поддерживало кандидата в мэры Тольятти Александра Курылина. Сегодня г-н Курылин - глава города Жигулевск. Тем не менее, движение, сделавшее его когда-то известным, сегодня вновь активизировалось. Так на официальном сайте тольяттинского отделения ПП «Единая Россия» «Народный контроль» упоминается, как организация, которая сотрудничает с партией власти и активно борется с теми, кто продает алкоголь несовершеннолетним. На этот раз «Народный контроль» оказывает поддержку единороссу Николаю Ренцу.
Организация с таким же названием недавно начала работать в городе Отрадном. Там члены этого движения проверяют продуктовые магазины и выявляют некачественные продукты. Парадокс, но «Народный контроль» не нашел ни одного нарушения в торговых точках, принадлежащих единороссу Александру Роккелю, который баллотируется от того же района в Самарскую губернскую думу.
Социолог Владимир Звоновский считает, что реанимация «одноразовых» общественных движений происходит только для того, что бы официально выдвинуть кандидатов на выборы, или оказать им медийную поддержку.
- Понятно, что эти организации «всплывают» под конкретные задачи, - говорит г-н Звоновский, - но есть еще вторая причина неожиданной активности - политический менеджмент. Эффективный он, или нет? Мое мнение: не существует таких организаций, которые могут повлиять на электоральный результат. Да, они могут привлечь голоса. Но речь идет о цифре в 100 - 150 избирателей.
- Люди не дураки, и не надо морочить им голову, - уверен депутат ТГД Николай Лексин, - Реанимация «пустышек» может сыграть с кандидатами и политическими партиями злую шутку. Все же понимаю, что эти организации ничего не достигли.
Виталий Папилкин, «P.S.»
№36 (356) от 31 октября 2011 года