Мозаика «Поэма о Приамурье»

Jun 09, 2016 16:49



Павлишин Геннадий Дмитриевич (р. 1938) «Поэма о Приамурье». 1970-1979 гг.
Флорентийская мозаика. 400 х 300 см.
Комплект из 20 открыток выпущен издательством «Изобразительное искусство» в 1983 году

В Хабаровском Дворце приёмов, построенном в 1979 году в связи с XIV Тихоокеанским научным конгрессом, в обширном светлом мраморном вестибюле помещена огромная мозаичная картина из минералов и горных пород, прославляющая величие и красоту природы Дальнего Востока - «Поэма о Приамурье». Это прекрасное произведение монументального искусства площадью 12 кв. м создано заслуженным художником РСФСР Геннадием Дмитриевичем Павлишиным.




Он отразил самую характерную особенность природы Приамурья - сосуществование на одной территории северных и южных растений и животных. Взору посетителя открывается панорама дальневосточного кедрово-широколиственного леса, этих необыкновенных и неповторимых северных джунглей, произрастающих только на Дальнем Востоке. Исполинский кедр рядом с лиственницей, пихтой и ребристой берёзой. Деревья обвивают лианы шизандра (китайский лимонник) с гроздьями красных ягод и чёрный амурский виноград. В тени, среди пышных папоротников и зарослей зимнего хвоща, алеют ягоды таинственного «корня жизни» - женьшеня. Сквозь густые переплетения ветвей просвечивает река. Богат и разнообразен животный мир первобытных дальневосточных лесов, и художник выбрал из него самых типичных представителей, придав им характерные, динамичные позы.

На мозаичной картине - полная гармония красок с мягкими, едва уловимыми теневыми переходами. Для создания мозаики потребовалось десятки разновидностей минералов и горных пород. Подбирая цветные камни, художник не отвергал и те породы, которые не имели броской расцветки, были порой невзрачны на вид - диорит, гранит, базальт, габбро, из них он «нарисовал» стволы и корни деревьев. Но больше всего в картине использованы кальцифиры Хингана и кульдурские офио-кальциты, уж очень обширна у них цветовая гамма - от чёрного и тёмно-коричневого до зелёного и сиреневого. Из них сделаны листья деревьев и трав. На ствол крупного кедра пошла яшма, родонитом выложен ствол ели. Сумрачность векового леса скрасили яркие цветы из сиреневого чароита, лазурита и амазонита. Зоб каменного глухаря выложен ирнимитом - синей удской яшмой, этой геологической эмблемой края. Снежные сугробы хорошо переданы бруситом, вода - голубым халцедоном. Есть в картине и ювелирно-поделочные камни: сердолик, агат, нефрит, флюорит, ониксы, морион, малахит и другие минералы. Рама картины составлена из халцедона.

С помощью алмазной пилы камни распиливались на тонкие пластины, на них наносился контур, позволявший камнерезу придать пластине нужное очертание, затем художник складывал обработанные кусочки минералов, добиваясь чёткого изображения задуманной картины. Эта кропотливая работа требовала большого терпения: ведь в картину было уложено более ста тысяч отдельно обработанных камней. Затем собранная мозаика, залитая эпоксидной смолой для склеивания, шлифовалась корундовым порошком, полировалась и после этого, скреплённая стальной рамой, монтировалась в стене.

Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, геометрических форм, рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Особенностью флорентийских мозаик является их абсолютная уникальность. Каждая картина неповторима, так как рисунок каждого камня уникален и даже при тщательном копировании получается немного иная мозаика.

























































































Мозаика, Ель, Оникс, Лисицы, Соболи, Барсуки, Олени, Нефрит, Малахит, Природа, Глухари, Родонит, Тигры, Лебеди, Агат, Базальт, Лоси, Анималистика, Халцедон, Рыси, Яшма, Хабаровск, Пейзаж, Дальний Восток, Медведи, Лиственница, Лазурит, Берёза, Леопарды, Эпоха СССР, 1970-е, Кабаны, Северная Азия, Гранит, Женьшень, Виноград, Кедр, Амур (река), Чароит

Previous post Next post
Up