1936 г. Художник И. И. Дубасов
Пробный оттиск лицевой стороны государственного денежного знака СССР номиналом 500 рублей. 1923 год.
Образ красноармейца - наряду с образами рабочего и крестьянина - стал важнейшим в советской визуальной пропаганде, украшая плакаты, книги, грамоты, почтовые марки и денежные знаки. На банкноты СССР, выпущенные в обращение, он попал дважды - в 1923 и в 1938 годах.
В 1923 году был выпущен денежный знак с изображением скульптуры И. Д. Шадра «Красноармеец». Она была создана по заказу Гознака в 1922 году вместе с изображениями рабочего, крестьянина и сеятеля. Скульптуры получили разные оценки. Одни восторгались их символическим значением и точной передачей образов новых хозяев страны, другие критиковали, - фактически за то же самое.
Например, самарский филателист Ф. Т. Яковлев критиковал скульптуры красноармейца за то, что «изображает она 20‑летнего Ванюху, с полуоткрытым ртом, совершенно ещё не искушённого жизнью, а живущего казармой». Скульптуру высоко оценил нарком по военным делам Л. Д. Троцкий, который, по свидетельству одного из современников, «подойдя к фигуре, потрепал её по щеке и сделал одобрительное замечание».
Скульптуры были сфотографированы, и вскоре появились на денежных знаках номиналом 15 и 25 тысяч рублей.
Это были первые денежные знаки СССР и последние «совзнаки», которые не были ничем обеспечены и стремительно теряли в цене. Они ходили параллельно с новыми твёрдыми деньгами - червонцами, которые, наоборот, «набирали силу». Помещение «шадровских» скульптур на банкноты преследовало цель показать, что вместо императоров, бывших на дореволюционных деньгах, теперь новые хозяева жизни. «Кто был ничем, тот станет всем!» - этот лозунг обыгрывался на денежных знаках. Однако «совзнакам» была уготована недолгая жизнь - уже в 1924 году их окончательно заменили червонцы и казначейские билеты.
В следующий раз боец Красной армии появился на банкноте только через 15 лет - в 1938 году. Несмотря на схожий сюжет, цели его помещения на купюру совершенно иные. Если в 1923 году нужно было показать одного из новых хозяев страны, то в 1938 - то, как изменился этот хозяин за двадцать послереволюционных лет. Ещё весной 1936 года началось проектирование новых советских банкнот - банковых билетов (червонцев) и казначейских билетов (рублей).
На трёхрублевой купюре должен был помещаться красноармеец. Сохранились её первоначальные эскизы работы художника С. А. Поманского, где изображён боец в буденовке. Однако они не получили развития.
В том же году появился другой эскиз работы И. И. Дубасова с изображением двоих бойцов. На эскизе - резолюция председателя совета народных комиссаров СССР В. М. Молотова «За (с переделкой лица)». Общая композиция будущей купюры была утверждена и больше не менялась; облик красноармейцев был в несколько этапов «осовременен» по сравнению с первоначальным проектом.
На них появились новые каски, новые патронные сумки и ранцы. Все эти элементы обмундирования появились в Красной армии в 1936 году в ходе её масштабного переоснащения.
В ходе этой работы фотограф Гознака (по другой версии - сам И. И. Дубасов) снимал красноармейцев 1‑й Московской Пролетарской стрелковой дивизии, один из которых и стал прототипом изображения на купюре.
Окончательный эскиз банкноты был утверждён 8 октября 1936 года. Красноармейцы на нём - прекрасно экипированы, чем разительно отличаются от «20‑летнего Ванюхи» образца 1923 года.
Новая купюра должна была показать и гражданам СССР, и иностранцам, что Красная армия во всеоружии и готова отразить любой удар врага. В 1938 году банкнота вышла в обращение и не менялась до 1947 года.
В последующие годы никаких изображений воинов Красной (с 1946 года - Советской) армии на банкнотах не было.
В годы Великой Отечественной войны на эскизах банкнот, выполненных художниками Гознака, появлялись танкисты, лётчики и краснофлотцы, однако в итоге для новых купюр были выбраны мирные сюжеты. В послевоенные годы на банкнотах СССР были лишь виды Москвы и портреты В. И. Ленина.
(По материалам А. Богданова. Выставочный комплекс АО «Гознак»)