4 сентября (25 августа по ст. ст.) 1612 года завершилась Московская битва, ставшая поворотным событием Смутного времени. Поражение великого гетмана литовского Ходкевича на подступах к Москве предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля.
На серебряных монетах Банка России 2012 года (25 и 100 руб.) изображены:
- рельефное изображение оружия и боевых доспехов, использовавшихся в эпоху войны 1612 года представителями различных сословий;
- на фоне Московского Кремля - вооружённые пешие и конные ополченцы на марше; знамя Народного ополчения; на фоне знамени князь Дмитрий Пожарский верхом на коне и Козьма Минин с иконой в руках.
Современная копия знамени ополчения К. Минина и Д. Пожарского.
Знамя хранилось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех, в вотчине Пожарского. В 1827 году оно было перенесено в Оружейную палату Московского Кремля как редкая и бесценная реликвия, символ освободительной борьбы русского народа начала XVII века. Для Пуреха была сделана копия стяга, а через некоторое время такая же копия была выполнена и для Нижегородского кафедрального Спасопреображенского собора.
Наиболее полное описание знамени приведено в книге «Памятники церковных древностей» архимандрита Макария:
«Оно в длину 2 аршина и 9 вершков, а в ширину 1 аршин и 13 вершков. На нем с передней стороны поясное изображение Господа Вседержителя, правой рукой благословляющего, а левой держащее раскрытое Евангелие на словах Матфея гл. 25, ст.34 и 35: «Приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вамъ царствие отъ сложения мира» и прочее.
По краям тропарь и кондак Всемислостивому Спасу: «Се вышнихъ призирая, убогия приемля, посети насъ озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душамъ нашимъ велию милость».
Исподняя сторона знамени с изображением по серебру и золоту города Иерихона, архангела Михаила и Иисуса Навина, преклоняющего перед архангелом колена, и с надписью вокруг них из книги Иисуса Навина гл. 5, ст13-16: «Бысть егда бяше Иисус у Иерихона, и возрив очима своима, виде человека стояща предъ нимъ, и мечъ его обнаженъ в руце его: и приступивъ Иисусъ, рече ему: нашъ ли еси, или отъ сопостатъ нашихъ; он же рече ему: азъ Архистратигъ силы Господни, ныне приидохъ семо; и Иисус паде лицемъ своимъ на землю, и поклонися ему, и рече: Господи, что повелеваеши рабу твоему, и рече Архистратигъ Господень ко Иисусу: иззуй сапогъ съ ноги твоею; место бо, на нем же ты стоиши, свято есть; и сотвори Иисус тако».