Золотые монеты с дырочками для нашивки на одежду (диаметр 1,8-2,1 см). Византия. Между 607-646 гг.
Найдены в Перещепинском комплексе, село Малая Перещепина близ Полтавы. Из коллекции Государственного Эрмитажа.
Летом 1912 года в песчаных дюнах около села Малая Перещепина близ Полтавы было случайно найдено сокровище, в котором оказалось более 800 предметов из золота и серебра - оружие, конское убранство, дорогая посуда - кубки, кувшины, чаши, блюда, украшения, относящиеся к византийским, тюркским, иранским и местным изделиям.
Клад обнаружил подпасок, который споткнулся о золотой сосуд и свалился в шахту.
В научных кругах сокровище получило наименование по месту находки "Перещепинский клад" (Перещепинский комплекс). С момента обнаружения шахту с кладом принято интерпретировать как захоронение основателя Великой Болгарии - хана Кубрата (605-665). Но это утверждение многими учёными считается спорным.
Содержимое клада было извлечено под руководством гр. А. А. Бобринского и ныне находится в Государственном Эрмитаже. Клад состоит из свыше 800 предметов, в том числе 19 серебряных и 16 золотых сосудов. Общий вес золота превышает 25 кг, серебра - 50 кг.
Большинство предметов атрибутировано в музее эпохой Аварского и Хазарского Каганатов (VII в.).
Часть ожерелья из восьми монет. Византия. между 637 и 646 гг.
Кубок.
Ритон является частью богатого набора вооружения и снаряжения знатного воина. Набор обычно состоял из пояса, на котором висел меч, ритуального пояса с псевдопряжками и ритона (иногда золотого рога), который был знаком власти и могущества вождя кочевников или кагана. Подобные наборы датируются VII веком и встречаются, как правило, на территории нынешней Венгрии. Это может свидетельствовать о том, что владевший ритоном хан входил в сферу влияния Аварского каганата.
Гривна со вставкой на щитке.
Ложка
Облицовка верхней части колчана
Наконечник поясного ремня
Кувшин. Иран. Сасанидская культура. V - начало VII в.
Перстень с монограммой Кубрата. Византия. VII в.
Кружка-кувшин. Иран. Сасанидская культура. VII в.
Двусторонний наконечник ремня
Пряжка
Фрагмент однолезвийного меча
Чаша с космологическими сюжетами. Иран. конец VI - первая половина VII в.
Сложные рельефные композиции характерны для сасанидских изделий из серебра. Они обычно имели значение благих пожеланий владельцу сосуда. Удача лисицы, поймавшей гуся, или успех уток, ловящих рыб, символизировали богатство. Фигуры музыкантов означали радостную, беззаботную жизнь.
Чаша. Иран. Сасанидская культура. V - начало VII в. Массивная гладкая чаша имеет сложную форму, изобретённую сасанидскими мастерами. В VI-IX веках этой форме подражали в Средней Азии и Китае, а в XI-XII века и в Византии. Вес и великолепная выделка чаши позволяют относить её к сокровищам шахиншаха Ирана.
Набор кубков предназначался для пиров какого-нибудь предводителя кочевников. Мода на такие кубки в VI-VII веках распространилась от долины Дуная до Китая и от Сибири до южных областей Средней Азии. Золотые кубки имеют в ножке бубенчик, звон которого, возможно, не только развлекал пирующих, но и, согласно поверью, отгонял злых духов.
Блюдо епископа Патерна. Византия. Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. 498 г. н.э.
Облицовка погребального сооружения с остатками гвоздей (230 золотых пластин). Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. Вторая половина VII в. Диапазон размеров 6,8 х 6,8 - 7,2 х 7,2 см.