Автопортрет Веласкеса и репродукция картины «Аполлон в кузнице Вулкана» на банкноте Банка Испании 50 песет (1902 г.).
6 июня 1599 года родился Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес - испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.
Картина «Аполлон в кузнице Вулкана» хранится в Национальном музее Прадо.
Сюжет позаимствован в «Метаморфозах» Овидия. На пороге мастерской Вулкана появляется Аполлон. Покровитель огня и кузнечного ремесла смотрит исподлобья на сияющего бога : тот принёс весть о том, что его жена Венера, забыв о супружеских обетах, изменила с богом войны Марсом. В отличие от работ итальянских мастеров, персонажи Веласкеса не идеализированы и показаны обычными людьми. Даже лицо Аполлона, несмотря на то, что окружено сиянием, не идеально.
Автопортрет написан около 1650 года, хранится в Музее изящных искусств Валенсии.
Британские Виргинские Острова. 20 долларов. 2000 г. Серебро.
«Менины» (исп. Las Meninas - «фрейлины»), или «Семья Филиппа IV» - картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Одно из самых знаменитых полотен в мире, ныне хранящаееся в музее Прадо.
Автопортрет Веласкеса (фрагмент картины «Менины») на банкноте Банка Испании 50 песет (1928 г.).
Веласкес изображён у мольберта с огромным холстом. Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1659 году, спустя три года после написания картины. Король Филипп IV приказал добавить его на картину после смерти художника, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично».
Испания. 200 песет. 1994 г. Мельхиор.
Ещё один фрагмент «Менин»: пятилетняя инфанта Маргарита и две фрейлины (менины) из самых именитых семей - справа донья Исабель де Веласко, приготовившаяся к реверансу, слева преклонившая колено донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор, подающая инфанте красный кувшин (búcaro) на золотом подносе.
Ниуэ. 1 доллар. 2011 г. Серебро.
В оформлении монеты использованы: автопортрет Веласкеса и картины «Менины» и «Венера с зеркалом». В «Венере» (ок. 1647-1651) - единственной сохранившейся работой художника в жанре ню - отражённое лицо модели размыто без всякого реализма, а Купидон держит зеркало под углом, создающим у зрителя впечатление, будто Венера смотрит на него, а не на себя.
На монете с «Менинами» в правой части включено изображение двух карликов, служивших придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола) из Германии и Николас Пертусато из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.
Реверс серебряной монеты 50 евро 2017 г. Испания. Серия «Сокровища испанских музеев».
«Портрета кардинала Борджиа» (ок.1643-1645 гг., Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо).
Серебряная монета 50 евро 2013 г. Испания. Серия «Сокровища испанских музеев».
«Конный портрет короля Филиппа III» (1634-1635 гг., Музей Прадо) и «Пряхи» (ок. 1657 г., Музей Прадо).
Иконография картины «Пряхи» относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов Афине в мастерстве ткачества и, победив в состязании, была превращена богиней в паука за гордыню и кощунственные изображения богов.
Испания. 10 евро. 2008 г. Серия «Испанские художники»
Воспроизведены автопортрет Веласкеса и портрет инфанты Марии Терезии с часами (1652-1652, Музей истории искусств, Вена).
Испания. 50 евро. 2008 г. Серия «Испанские художники».
На аверсе монеты изображена картина «Триумф Вакха или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид), на реверсе - фрагмент картины «Менины».