Эскиз тысячерублёвой банкноты. Михаил Осипович Микешин. 1894 г.
Банкнота достоинством 5 рублей образца 1997 г.
5 руб. 1988 г. Медно-никелевый сплав.
10 руб. 2012 г. Сталь с латунным гальваническим покрытием. Серия «1150-летие зарождения российской государственности».
200 руб. 2009 г. Серебро. Серия «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО»
25 руб. 2015 г. Серебро. Святой князь Владимир.
3 руб. 2016 г. Серебро. «1000-летие "Русской Правды"». Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Пробная монета 1998 года из собрания Музея денег (СПб).
28 (16 по ст. ст.) мая 1861 года в Великом Новгороде состоялась закладка памятника Тысячелетию Государства Российского. 20 (8 по ст. ст.) сентября 1862 года он был торжественно открыт в присутствии Александра II и членов царской семьи.
Средства на создание монумента были частично собраны по всероссийской подписке. В состоявшемся в 1859 г. конкурсе на проект памятника приняли участие около сорока скульпторов и архитекторов. Выбор пал на молодого рисовальщика и живописца М. Микешина, который за год до этого окончил Академию художеств.
К исполнению монумента была привлечена целая группа известных скульпторов - И. Н. Шредер, М. А. Чижов, А. Н. Лаверецкий, Р. К. Залеман, А. М. Опекушин, А. М. Любимов, П. С. Михайлов.
В течение 1860 г. была произведена заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Бронзовые части памятника были отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезён с Сердобольских каменоломен на Ладоге.
К 1 (13) июля 1862 г. все бронзовые группы, рельефы и решётка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили императора. Он одобрил готовые части памятника, и вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.
Композиция памятника по форме напоминает колокол. Высота монумента равняется 15,7 м, диаметр гранитного постамента - 9 м, высота скульптурных групп - 3,7 м, высота фриза на пьедестале - около 1,5 м, длина его - около 27 м, вес бронзового литья 65,5 т.
На памятнике размещены 129 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня. Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию.
Среднюю часть памятника занимают шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства: появление государства (Рюрик со щитом), принятие христианства (князь Владимир с крестом в руке приказывает крестьянину разбить языческого идола, с другой стороны мать подносит ему младенца для крещения), победа на Куликовом поле (Дмитрий Донской ногой попирает поверженного татарского воина), централизация Русского государства (Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, у его ног - поверженные противники, позади - фигура сибиряка, поддерживающего гигантский шар), начало царской династии Романовых (скульптурная группа «Избрание Михаила Романова на царство» или «Минин и Пожарский» - Кузьма Минин вручает юному Михаилу знаки царской власти), петровские преобразования (Пётр I на фоне распростёртых крыльев гения Славы, у ног императора - поверженный швед).
Среди государственных деятелей отсутствует Иван Грозный, слывший в народе свирепым правителем, особенно среди новгородцев, из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 г. Также нет на монументе Павла I, Аракчеева, Бенкендорфа.
На горельефе, опоясывающем памятник, изображено 109 лиц, объединённых в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», среди которых находятся главным образом духовные лица. Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей. В третьей группе изображены «Военные люди и герои» (князь Святослав, Довмонт Псковский, Александр Невский, Ермак, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Кутузов, Платов, Нахимов и др.).
В группе «Писатели и художники» представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актёр Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Глинка, Брюллов.
Фотографии 1878-1917 гг.:
Фотографии 1919-1939 гг.:
Фотографии 1944 гг.: