Икона начала XVIII в. хранится в таллиннской Никольской церкви.
Литургия Господня. 1711 г.
В центре иконы - Христос, он стоит в чаше, прислонив к левому плечу Голгофский крест. На теле Христа, - на руках, ногах и под правым ребром, - изображены крестные раны, из которых непрерывным потоком струится кровь. Под чашей помещено изображение российского герба.
С левой стороны Господу предстоит группа святых: апостол Пётр, держащий раскрытую книгу, и за ним - св. Алексий, человек Божий; выше, над св. Петром изображён св. царевич Димитрий, за которым стоят святые Елизавета, Анна и св. князь Александр Невский. Это тезоименитые святые детей Петра: от первого брака царевича Алексея и дочерей от Екатерины Елизаветы и Анны. Появление Александра Невского на иконе объяснить легко: это - святой патрон А.Д. Меншикова. Св. царевич Димитрий, напротив, занимает положение, которое вряд ли мог занимать святой покровитель одного из подданных Петра I: он изображен над апостолом Петром, впереди и несколько отдельно от всей группы святых. По всей видимости, царевич Димитрий помещён здесь как покровитель монархов, ратующих за присоединение к России Прибалтийских земель.
С правой стороны расположена вторая группа святых: на переднем плане в царских одеждах св. Екатерина (к чаше ближе всех), за ней св. Варвара, чуть выше - св. Параскева и св. Татьяна, а в самом верхнем ряду этой группы - святые Марфа и Мария. У ног апостола Петра находятся лежащий на кресте камень (одной ногой он опирается на этот камень), на камне - церковь и два ключа, а у ног св. Екатерины - колесо и меч, символы её мученической смерти. Рядом с камнем, под гербом изображен олень.
Симметрично по обе стороны от Христа, над каждой из групп святых, на облаках восседают ангелы, которые держат в руках драгоценные венцы. Над ангелами слева от Бога Отца - Богородица и архангел Михаил, а с правой стороны - св. Иоанн Предтеча и архангел Гавриил.
На иконе размещены многочисленные надписи, цитаты из Священного Писания и литургических текстов. Надписи выполнены в редком для иконописи формате, характерном для гравюры этого периода: они начертаны на белых лентах, которые обрамляют изображения или протягиваются из уст того или иного святого. Кроме того, на нижнем поле иконы расположены стихотворные строки или, или как называли их в начале XVIII в., вирши.
Композиция иконы повторяет евангельскую цитату, которую иконописец, чуть изменив, разместил по длине всего верхнего поля иконы: «Всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних яко услыша имя Твое» («Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних», - Фил. 2:10). Именно так, на трех уровнях - на небесах, на земле и в преисподней - изограф разместил изображения на иконе.
Небесному уровню соответствуют фигуры Бога Отца и ангелов; земному - святые, устроители земной церкви и мученики; а преисподней - пронзенный копьём лев, изображенный иконописцем на Российском гербе вместо традиционного змея: его пасть обращена вверх и точно повторяет иконографию адского зева на изображениях Страшного суда.
Ножкой чаши на иконе Никольской церкви служит Российский герб: двуглавый орёл под тремя коронами. В правой лапе орла - традиционные меч и скипетр, в левой - держава.
На груди орла вместо щита изображено сердце, а в сердце - всадник в римском одеянии на белом коне с копьем, который поражает льва - т.е. Швецию.
Над поверженным зубастым львом, лежащим на спине, написано «лев», над всадником - «Царь Петр». Слева от Петра - слова: «Да утвердися сердце мое в воли Твоей, Христе Боже». Эти слова ирмоса, будучи помещены рядом с изображением Петра I, отсылают и к библейскому «Сердце царево в руце Божией» (Притч. 21:1).
Изображение сердца взято из княжеского герба Меншикова. То есть в сердце Меншикова оказывается царь, и эмблема на иконе знаменует любовь подданного к государю и его, как указывалось в грамоте, «сердца готовность».
Фрагменты надписей, сохранившиеся на полях иконы, указывают на то, что икона была создана в Ревеле и преподнесена «в дар» в 1711 г. Пётр впервые посетил недавно завоеванный Ревель вместе с Екатериной, Меншиковым и большой свитой и провёл в городе две недели.Меншиков встречал Петра в Ревеле как губернатор Ингрии, Карелии и Эстляндии, и создание иконы было, несомненно, связано с этим событием.
Герб А.Д. Меншикова.
Изображённый на иконе герб Меншикова позволяет с уверенностью говорить о том, что заказчиком иконы был именно светлейший князь. Это подтверждается и тем, что среди святых мучениц, помещённых на иконе есть святе покровительницы членов семьи Меншикова - двух сестёр (Марии и Татьяны), а также свояченицы, сестры его жены Варвары Михайловны Арсеньевой, которая жила вместе с семейством князя, и которую Меншиков называл в письмах «Варварушкой Михайловной». Все три женщины, по-видимому, путешествовали в свите Екатерины.
Чаша помещена в небольшой восьмиугольный бассейн красного цвета (как бы увиденный сверху). Бассейн наполовину заполнен тёмно-синей водой (на воде надпись «море»), в море помещены изображения трёх корабликов. Это, по-видимому, корабли Азовского флота, которые достались туркам.
Струи крови и воды, истекающие из фонтана, иконописец прописал очень скрупулезно. Левая и правая из них сначала попадают точно в клювы державному двуглавому орлу, а потом проливаются в море, окропляя корабли. Центральная струя «вливается» в большую корону и снова изливается уже из груди орла над самой головой царя, и окропляет его самого и его коня. Кроме того, из тела орла кровь проливается на корабли ещё и через стигматы, которые отчетливо видны на лапах орла. То есть Российский орёл оказывается распят в подражание Спасителю.
У бассейна, в который льётся кровь, изображен олень (рядом с ним подпись «елень»), он прибежал к фонтану и уже напился из «Источника живота вечного» - на его морде и передних ногах явственно видны следы крови. К этой эмблеме имеют прямое отношение слова из развернутой книги, которую держит над оленем апостол Пётр: «Якоже желает елень на источники водныя, такоже душа моя к тебе Богу крепкому живому» (надпись составлена из двух стихов 41-го псалма: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе Боже; возжада душа моя к Богу крепкому живому» (Пс. 41:2-3).
В феврале 1712 г. царь Петр вступил в брак с Екатериной, и икона, конечно же, была написана в преддверии этого события. Святые покровители Петра и Екатерины помещены на иконе по сторонам от государственного герба (апостол Пётр и святая Екатерина).
Екатерина на иконе представлена в царских одеждах, и на голове её царский венец, что в первую очередь говорит о статусе великомученицы Екатерины, но имеет отношение и к Екатерине Алексеевне. На нимбе святой и рядом с ним написано: «С<вятая> В<елико>м<ученица> Екатерина» - и там же, но мельче и буквами, которые различимы только при внимательном рассмотрении, как бы полусекретно добавлено: «РГ», что, конечно, следует читать как «российская государыня». Пётр объявил Екатерину «государыней» в Москве 7 марта 1711 г. С весны 1711 г. все письма к ней отправляются с пометой на конверте: «Царице Екатерине Алексеевне» или «Государыне царице Екатерине Алексеевне», тогда как до этого момента писалось: «Катерине Алексеевне». Новый статус Екатерины подчеркивал в своих письмах и Меншиков: в письме Екатерине от 12 марта 1711 г. он ещё обращается к ней «Екатерина Алексеевна», а уже в письме от 30 апреля того же года «всемилостливейшая государыня царица».
Источник