1912. Торжества по случаю открытия памятника Александру III в Москве. 1918. Демонтаж памятника

Jan 04, 2019 15:32

Торжественное открытие монумента в присутствии представителей всех сословий и членов императорской семьи состоялось 12 июня (30 мая по ст. ст.) 1912 года.

image Click to view



image Click to view



В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали пять пушечных выстрелов. В 10 часов у входа в храм Христа Спасителя начался крестный ход во главе с московским митрополитом Владимиром, императором Николаем II, его матерью Марией Фёдоровной и женой Александрой Фёдоровной. После 360 праздничных выстрелов и исполнения Преображенского марша со скульптуры сняли покрывало, митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным. К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. После осмотра памятника членами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер Александр Булыгин прочитал текст акта о передаче монумента в ведение московского городского управления. Вечером город и скульптура были иллюминированы. У скульптуры выставили круглосуточный почётный караул из воинов-ветеранов.

Выполненная в стиле монументального реализма бронзовая статуя стояла на ступенчатом гранитном пьедестале красного цвета и была обращена лицом к Москве-реке. Опекушин изобразил царя сидящим на троне в мантии с императорской короной на голове. В руках у Александра III лежали скипетр и держава. На постаменте была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881-1894». По его углам стояли бронзовые двуглавые орлы с распростёртыми крыльями работы скульптора Артемия Обера. У памятника располагалась невысокая гранитная балюстрада, спроектированная Александром Померанцевым, к реке от монумента спускалась лестница.

Современники критиковали памятник за излишнюю монументальность. В путеводителе по Москве издания 1917 года монумент описывался как «слишком громадный и тяжеловесный, отличающийся необычайным количеством и богатством материала, затраченного на его сооружение».
































1918. Демонтаж памятника

Принятый после Октябрьской революции ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снос памятников царского режима. Декрет СНК РСФСР «О памятниках Республики» от 12 апреля 1918 года постановил заменить их статуями в честь деятелей революции. Скульптура Александру III считается одним из первых памятников, уничтоженных в ходе этой кампании.

Демонтаж монумента начался 17 июля 1918 года. Работами руководил помощник народного комиссара имуществ республики, член комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета архитектор Николай Виноградов. За уничтожением памятника также следил первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин. Барон Карл фон Ботмер писал в своих мемуарах:

«…начали снимать памятник Александру III, чтобы показать, что настало время свободной республики Советов. Огромный памятник хотя и представлял безвкусицу первого ранга, однако сносить его было бессмысленно. Историю России таким образом не зачеркнёшь и воодушевление сегодняшним днём не подымешь.»

1 мая 1920 года на месте монумента в присутствии Ленина заложили памятник «Освобождённый труд». На уцелевшем пьедестале монумента Александру III установили металлический картуш работы скульптора Веры Мухиной со словами «Здесь будет сооружён памятник „Освобожденный труд“». Скульптура не была возведена, сохранившийся постамент памятника Александру III снесли вместе с храмом Христа Спасителя в 1931-м. На их месте планировалось построить Дворец Советов.



Карикатура Ивана Малютина. «В металлолом». 1920-е. Бумага, тушь, акварель, 29,1 х 25,3 см.














Источник + Википедия

Москва, Российская империя, Городская фотография, Кинохроника, Опекушин Александр Михайлович, Фотографии начала XX века, Россия 1917-1922 годов, Европейская часть России, 1910-е, Восточная Европа, Александра Фёдоровна (жена Николая II), Московская губерния, Открытки и почтовые карточки, Крестный ход, XX век, Александр III Александрович, Скульптура XX в., Фотографии 1910-х, .17 июля, Религиозные обряды и церемонии, Николай II Александрович, .12 июня, Памятники, Мария Фёдоровна (жена Александра III)

Previous post Next post
Up