Конный портрет царя Михаила Фёдоровича. Конный портрет царя Алексея Михайловича.
Вторая половина 1670-х - первая половина 1680-х (?).
Холст, масло, листовое золото (фон). 43 x 32 см каждый.
Государственный Исторический музей, Москва. Оба портрета куплены «на торгу» в 1895 г.
МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645) был избран на русский престол 21 февраля (3 марта) 1613 г. Почти всё его царствование прошло в упорной борьбе с внешними врагами, покушавшимися на целостность ослабленного смутой государства. Его сын АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-1676) «самодержавно царствовал и управлял Московией» с 1645 по 1676 гг. Его правление характеризуется усилением центральной власти и шагами на пути к установлению абсолютной монархии.
Эти два небольших конных портрета первых царей династии Романовых относятся к первым произведениям портретной живописи в России. Красивые по живописному строю парсуны композиционно продолжают традиции русской иконы. Они созданы неизвестным художником, принадлежавшим к школе Оружейной палаты - иконописной и художественной мастерской, существовавшей с 40-х годов XVII в.
Предположительно, портреты были созданы во второй половине 1670-х - первой половине 1680-х. Вдоль верхнего края портрета МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА есть почти стертая надпись: «Благочестивый великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Великия и Малые и Белыя России самодержец».
Царь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, второй царь династии Романовых, представлен в воинском доспехе с крестом в руке, чем подчеркивается его роль защитника и поборника Вселенского Православия. Вдоль верхнего края надпись русским полууставом, сделанная профессиональным писцом, аналогичная надписи на портрете его отца: «Благочестивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малые и Белыя России самодержец».
В западноевропейском искусстве конный портрет был широко распространённым типом парадного монаршего портрета. В России существовала давняя иконописная традиция изображения святых воинов-всадников, подобные образы чеканили на монетах и вырезали на печатях. Конные портреты русских царей были новшеством, и постепенно стали пользоваться большой популярностью.
Наличие сохранившихся до наших дней нескольких портретов царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА может свидетельствовать об их большом числе в XVII в. Последнее даёт возможность сделать предположение, что со времени Алексея Михайловича портрет государя стал обязательным атрибутом официальных государственных учреждений власти - приказов. Это было внешним выражением абсолютизации царской власти. В последующие времена такая традиция превратилась в заведённый порядок. Портреты царей и императоров в коллегиях XVIII в. и министерствах XIX в. были уже обязательным атрибутом.
Царские портреты, конечно миниатюрные, нужны были и для показа их русскими дипломатами на переговорах с иностранными правителями за границей. Однако такие портреты только показывали, никогда не оставляли при чужом дворе и не копировали «для остерегания государьского здравия».