Художественная открытка конца XIX - начала XX вв.

Oct 12, 2018 20:57








Конякина Т.Ю., Агафонова М.В. Художественная открытка конца XIX - начала XX вв. // Из истории музейных коллекций. Вып.1. - Самара, 2003. - С.5-12. Статья приведена в незначительном сокращении

<...> Открытка - специальная карточка для открытых почтовых сообщений. Первые в мире почтовые открытые письма были выпущены австрийским правительством 22 сентября 1869 года [1]. Они ещё не имели рисунка. <...> Изобретение иллюстрированных открыток связано с именем книготорговца из местечка Конли в Бретани (Франция) Леона Бернарда. В ноябре 1870 года он отпечатал на своих карточках литографским способом рисунок патриотического содержания [2].

Разделительной полосы на почтовых карточках первоначально не было, для текста оставляли на обратной стороне чистый кусочек рядом с виньеткой, цветочком. Бесполосные - самые ценные. Первоначально оборотная сторона иллюстрированной открытки была предназначена только для адреса, специального места для письма не предусматривалось. Начиная с 1904 года её левая половина стала отводиться для письма и текста, поясняющего открытку.

С 1878 года открытки издавались стандартным форматом 9 х 14 см, который был установлен на Всемирном почтовом конгрессе в Париже. Современные размеры открытки 10,5 х 14,8 см были установлены в 1925 году [3].

Первые иллюстрированные открытки были чёрно-белые. Вскоре стали выпускаться цветные (хромолитографии). В конце девяностых годов XIX века появляются трехцветная и чёрная автотипия и фототипия, сперва чёрная, потом и цветная [4].

Фототипия надолго становится основным видом иллюстрированной открытки. Затем начинают применять способы цинкографии и ксилографии, а ещё позже стали выпускать гелиогравюры и фотооткрытки. Накануне Первой мировой войны быстро завоёвывают общее признание меццо-тинто и офсет, что дало возможность резко увеличить количество открыток. <...> Широкое распространение иллюстрированной открытки уже давно дало новый, весьма доходный вид предпринимательства.

В отдельных странах (Германия, Франция, Швейцария, Швеция) открытка стала существенной частью общего экспорта. Например, в такой стране, как Швейцария, некоторые фирмы работали специально на иностранного потребителя. Так, известная шведская фирма «Гранберг» до 1917 года издавала многочисленные виды русских городов и репродукции с картин русских и иностранных художников исключительно для русского рынка. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей [5].

На русском рынке систематически появлялись открытки и других зарубежных издательств, в первую очередь И. Лапина (Париж), TSN (Нюрнберг). Последнее выпустило более трехсот многокрасочных открыток в серии «Русские мастера».

Каждая из фирм, как правило, стремилась типизировать свои открытки, чтобы они всем своим «лицом» - оформлением, бумагой, даже шрифтом и расположением надписей - сразу отличались от продукции других фирм. В особенности это касалось изданий по искусству.

В России первые открытые письма увидели свет в 1871 году [6]. На протяжении двух десятилетий их выпуск оставался государственной монополией, но с 1894 года право на эту деятельность получили частные лица. Вскоре многочисленные издательства, от столичных до провинциальных, начали выпускать открытки. Между прочим, даже царская семья издавала праздничные открытки с рисунками великих княжон.

Первыми русскими изобразительными открытками считаются фотографические виды достопримечательностей Москвы, изданные серией в пять наименований. Текст цензурного разрешения свидетельствует, что они вышли в свет 18 ноября 1895 года.

Первыми русскими художественными открытками являются четыре, выпущенные издательством Св. Евгении Красного Креста по акварелям художника Н.Н. Каразина к пасхе 1897 года («Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна») [7].

В дореволюционной России многие открыточные фирмы опирались на полиграфическую промышленность Западной Европы и печатали свои издания в Швеции, Германии, Франции. Это явление имело место и в других странах, но если там оно было исключением, то в России - почти правилом. Немало издательств фактически принадлежало иностранцам. Таковы, например, московские фирмы «Шерер», «Набгольц и Ко», «К.А. Фишер», «М. Кнебель», «П. Фон Юргенсон», известная петербургская фирма «Ришар», принадлежавшая немцам, «И. Доциаро» - итальянцу и так далее [8].

Продукция всех этих фирм имела высокую цену: 5 копеек за чёрно-белый и 10 копеек за многоцветный экземпляр. В гости приходили не с цветами - с открыткой. При полкопеечной цене буханки - не такой уж дешевый подарок. Этот знак сердечного изъявления вклеивали в альбом, к которому возвращались спустя месяцы и годы.

Одним из первых русских издательств, начавших массовый выпуск изобразительных почтовых открыток, была благотворительная организация Попечительный комитет о сёстрах Красного Креста (Община св. Евгении), часто называемая просто Евгениинской общиной, а её открыточная продукция - евгениинскими открытками.

В работе Попечительного комитета активное участие принимали А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, В.В. Переплётчиков и другие; сотрудничали И.Е. Репин, В.Е. и К.Е. Маковские, В.М. Васнецов, Г.И. Нарбут.

Попечительный комитет выпускал три вида открыток: с репродукциями с картин выдающихся русских и западноевропейских художников; с рисунком, специально сделанным для открытки художником; с фотографиями. Так, например, специально для этого издательства И.Е. Репин сделал рисунок «Кошевой атаман Серко», ставший основой очень популярной открытки, а К.Е. Маковский нарисовал «Голову старушки» и т.д.

Евгениинская община много делала для популяризации произведений мирового, в особенности русского искусства. На её открытках широко представлены репродукции с картин А.Н. Бенуа, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, В.Д. Поленова, Н.Н. Рериха, И.Е. Репина, К.А. Сомова, В.А. Серова и других художников.

За двадцать лет своего существования Попечительный комитет выпустил 6400 наименований открыток. Если в первые годы его деятельности тираж открыток колебался от одной до нескольких тысяч экземпляров, то с 1907 года их средний тираж составил десять тысяч экземпляров[9]. Это едва ли не единственное в России издательство, в котором были образцово поставлены нумерация, каталогизация и реклама выпускаемых открыток. <...>

Привлекают внимание открытки, посвящённые историческим темам, русской природе, а также пасхальная открытка, издававшаяся специально к одному из самых крупных и любимых на Руси праздников православной церкви, и, конечно, рождественская открытка. На дореволюционных открытках, созданных русскими авторами, не было Деда Мороза, он - фигура иноземная, которую стали раскручивать в советские времена. А тогда были в ходу христославы с вифлеемской звездой, ряженые, добродушные колдуны, дети и лошади: тройки, пристяжные, в яблоках.

К другим крупным издательствам, осуществляющим выпуск иллюстрированных открыток, относится и основанное в конце 90-х годов в Петербурге издательство А. Фельтена, известного антиквара и владельца эстампного магазина. Оно специализировалось на выпуске открыток, выполненных в технике офорта. Русским гравёром М. Рундальцевым на рубеже XIX-XX веков была исполнена для открыток этого издательства серия офортов с величайших произведений мировой живописи из собрания Государственного Эрмитажа. Выпущенные небольшими тиражами, открытки этого издательства являются подлинными произведениями графического искусства и сегодня представляют большую редкость.

Более полутора тысяч открыток - многокрасочных репродукций с картин русских и зарубежных художников, видов городов России и портретов артистов петербургских театров - выпустило издательство «Ришар» в Петербурге. Благодаря ему, например, русский зритель познакомился с живописью на темы русской истории художника В.И. Якоби («Шуты при дворе Анны Иоанновны», «Свадьба в ледяном доме» и др.).

Около полутора сотен открыток-репродукций с картин художников-передвижников было выпущено издательством А. Маковского и А. Лажечникова; на открытках «Любанского общества попечения о бедных» Ольги Дьяковой (Санкт-Петербург), начавших выходить в годы первой мировой войны, репродуцировались картины, экспонировавшиеся на выставках Петроградского общества художников.

Высоким качеством полиграфического исполнения отличались открытки, выпускавшиеся издательствами «Русский музей» в Петербурге, «Дациаро» и «И. Кнебель» в Москве, «Ленц и Рудольф» в Риге, «Рассвет» в Киеве и др.

Изобразительные открытки печатались лучшими русскими типографиями, в том числе «Р. Голике и А. Вильборг», А.А. Левенсона, Экспедицией заготовления государственных бумаг. Одновременно множество мелких издательств выпускало антихудожественные открытки самой разнообразной тематики.

Массовость, доступность, мобильность, злободневность, художественная выразительность сделали открытку одним из важнейших средств пропаганды и агитации в период первой русской революции. Не имеющие выходных сведений, изданные анонимно или под псевдонимом, открытки этого времени отражают революционную борьбу рабочего класса, протест трудящихся против насилия и гнёта, показывают картины жестоких расправ царского правительства [10]. К числу последних принадлежит, например, открытка «Баррикада из конок на Лесной улице» и более поздняя - «Жертвы Ленских золотых приисков, 4 апреля 1912 г.». Выходные данные на открытках отсутствуют.

Широкое распространение в этот период получили открытки-листовки агитационного содержания, выпускавшиеся различными политическими партиями и организациями, в том числе социал-демократическими, либерально-буржуазными, черносотенными и другими, а также сатирические рисунки-открытки. <...>

Выпуск открыток революционной тематики (портретов, репродукций, листовок) осуществлял книжный склад «Вперед» (1906-07 гг.) - первое крупное легальное большевистское издательство, созданное при непосредственном участии В.И. Ленина. Открытки этого издательства являлись первой в России обширной подборкой репродукций с произведений изобразительного искусства разных времён и народов, отражающих революционную тематику. Среди них, например, открытка-репродукция с картины Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» и другие. Всего издательством было выпущено 85 открыток-репродукций с картин художников и сорок портретов революционных деятелей [11].

В период реакции началось господство открыток, ориентированных на вкусы обывателя. Выходило огромное число открыток с изображениями ангелочков, лубочных удальцов, так называемых «ню», в чем особенно преуспели художники-«открыточники» С. Соломко, Ю. Клевер, Елизавета Бем и другие. Выпускались «наполеоновские» серии (1912-1913) на сюжеты картин, где семейная и походная жизнь французского императора преподносилась как идеал. С ними полемизировали сатирические «наполеоновские» серии открыток-карикатур на ту же тему и другие.

После начала первой мировой войны жестокости цензуры еще усилились. Царское правительство всячески в это время поощряло лишь открытки ура - патриотического содержания, в подавляющем большинстве представлявшие грубые карикатуры на противника. <...> Новые темы принесла Февральская революция. Появились открытки, приветствующие падение самодержавия, карикатуры на низложенных царских особ и другие.

Примечания:
1. Тагрин Н. Мир в открытке. М.: «Изобразительное искусство»,1978. С. 31.
2. Там же, с. 32.
3. Твоя коллекция (монеты, марки, этикетки, открытки). М., «Молодая гвардия», 1963. С. 106.
4. Тагрин Н. Указ. сочинение, с. 34.
5. Там же, с. 34-35.
6. Там же, с. 42.
7. Открытые письма с рисунками художника Н.Н. Каразина // «Вестник Российского общества Красного Креста»,1898, апрель, № 14, с. 109.
8. Там же, с. 44-45.
9. Там же, с. 45-50.
10. Файнштейн Э. Русские революционные открытки (1905 - 1907 гг.) // «Советский коллекционер», 1967, № 5, с. 87-90; Титов С. Из истории русской революционной открытки // «Советский коллекционер», 1976, № 14, с.87.
11. Забочень М. Открытки партийного издательства «Вперед» (1906 - 1907 гг.) // «Советский коллекционер», 1980, № 18, с. 53 - 76.
________________________________
Несколько открыток конца XIX - начала XX века из собрания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина:



«Помогите беженцам. Помощь неотложна! Время не терпит!» Издание Комитета для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий.



Розинский «Ожидание весны»



Лефлер «Сон невесты»



Н. Пимоненко «Встреча с земляком»



Ризен «Водяной цветок»



Volkhart «Бабушка спит»



Г. Рени «Сиротка»



«Схватка с медведем». Всемирный почтовый союз. Россия.



И. Боскин «Ярмарка». M.Bosquine “La foire”. Художественная серия Акционерного общества «Гранберг».



Г. Мозлер «Искренняя скорбь»



И. Дукс «Искушение Св. Антония»



А. Буше «Мысль»



«Джоконда». Изд-во «Stengel & Co». GMBH, Drezden.



В. Эшкичевич «Головка девочки». Изд-во «Ришар». СПб.



Тампль «Бетховен». Изд-во «Ришар». СПб.



«Лето». Изд-во «I.Lapina». Paris.



В. Бобров. 1904. Лит. А. Ильин. С.Петербург, 1905 г.



Н.В. Неврев «Семейные расчёты». Третьяковская галерея.



Н. Богатов «Сбитенщик»



Н. Богатов «С тёплым товаром»



Н. Богатов «Голубков кормит»



Н. Богатов «Цветы-цветочки!»



Роберто Ферруччи



Фольгарт «Прощание»



Фольгарт «Возвращение»



А. Седильо «Возвращение с прогулки». Акционерное общество Гранберг, Стокгольм.



Ф. Ейль «Любовь и долг»



Рали «Запретный плод»



Ф. Ралли «Добыча»



А. Деле «Не грусти»



Ж. Буасселье «Волна и утёс»

Источник, открытки

livejournal and papermoon, Российская империя, Ню, XX век, Пимоненко Николай Корнильевич, Бетховен Людвиг ван, XIX век, Ярмарки и базары, Леонардо да Винчи, Собаки, Открытки, Русский народный головной убор

Previous post Next post
Up