Маковские были хорошо известной в Москве аристократической семьёй. Все её члены увлекались или профессионально занимались искусством, были художниками, реставраторами, преподавателями, критиками, искусствоведами. Ниже представлены четыре работы живописцев среднего и старшего поколений династии из собрания Государственного музея истории религии.
Маковский Константин Егорович (1839-1915)
Встреча Елеазара с Исааком. 1858 г. Эскиз
Холст, масло. 82,5 x 97,7 см
В Училище живописи и ваяния вместе с Перовым, Шишкиным, Прянишниковым и Саврасовым учился Константин Егорович Маковский. В 1858 году он поступил в Академию художеств, где усердно и успешно работал. Молодой художник решил посвятить себя исторической живописи, предполагая со временем стать преемником «Великого Карла». Ко времени учёбы в Академии относится представленный эскиз на библейскую тему, построенный по всем академическим правилам.
"При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. // Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. // И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. // Раб же сказал Исааку все, что сделал". (Быт. 24; 63-66)
Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
Освящение публичного дома. 1900 г. Эскиз неосуществлённой картины.
Холст, масло. 41 х 54,5 см.
Владимир Маковский, как и его старший брат Константин, обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С ранних лет он проявил себя как мастер жанровых сцен. Многие бытовые композиции художника имели ярко выраженную критическую направленность.
Представленный эскиз - одна из характерных работ Владимира Маковского. Церковное ханжество и лицемерие - тема многих антиклерикальных произведений второй половины XIX века (работы Перова, Репина и др.) Женская доля, женское бесправие - эти вопросы глубоко волновали демократическую общественность, взывавшую к защите человеческого достинства и личности женщины. И здесь художник выступает как продолжатель традиций Поленова, Неврева, Пукирева.
Маковский Александр Владимирович (1869-1924)
Дарья-юродивая. 1924 г.
Картон, масло. 29 х 20 см.
Александр Маковский, старший сын Владимира Егоровича, был известен как портретист, пейзажист и жанрист. Художник любил изображать простых людей - крестьян, странников, нищих. В своих работах он не затрагивал сложных социальных проблем; его интересовали будни людей из народа, он любовался красотой окружающего мира, наслаждался покоем. Картины Маковского наполнены светом и воздухом, ему не чужды были поиски в области пленерной живописи. Красочная палитра художники мажорна, богата и разнообразна.
Маковский Александр Владимирович (1869-1924)
Крестный ход на Флора и Лавра. 1921-1923 гг.
Холст, масло. 75,4 x 100 см
Святые Флор и Лавр - раннехристианские мученики, жившие во II веке, казнённые за проповедь христианства и «поругание святыни», когда они языческий храм превратили в христианский. По народным представлениям, Флор и Лавр являются покровителями лошадей. В день празднования памяти святых 18 (31) августа, на лошадях не работали. Вокруг храмов, посвящённых мученикам, совершался крестный ход, во время которого лошадей окропляли святой водой. Крестный ход шёл к расположенным поблизости водоёмам и рекам, где лошадей купали.
Источники:
http://www.art-catalog.ru/artist_list.phpРусское искусство в собрании Государственного музея истории религии. Каталог выставки «Неизвестные работы известных мастеров». - СПб, 2007.