Эриксен Вигилиус (1722-1782) Столетняя царскосельская обывательница с семьей. 1771 г. Холст, масло. 233 х 162 см. На стволе дерева: V. Eriksen pinxit 1771 Пост. в 1925 из ГЭ; ранее - собрание Английского дворца в Петергофе. Картина выполнена по заказу Двора, который в летнее время находился в Царском Селе. В архиве сохранилось «изустное» распоряжение Екатерины II «Живописцу Эриксену за наш стоячий портрет - 1500 руб., да за картину царскосельской крестьянки с ее семейством - 600 руб., всего 2100 руб.» (ЦГИА, ф. 468, оп. 1, ч. 2, д. 3887, л. 78). Картина была гравирована английским гравером Дж. Уокером. В газете «Санкт-петербургские ведомости» в номерах от 28 и 31 октября 1791 помещено объявление о продаже в лавке Клостермана на Невском проспекте «нового эстампа, представляющего крестьянку, окруженную своими сыновьями и внучатами, деланного с находящегося в армитаже Ее И. В. г. Ерихсена подлинника придворным гравером Валкером».
22.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) Крестьянин со скрещенными руками. 1810-е гг. Дерево, масло. 29,5 х 24 На обороте доски надписи карандашом: Ап. Лука Венцiанов, Пост. в 1919 г. от И. М. Ляпунова
Картина, по-видимому, является подготовительным этюдом для церковного образа, иконография которого недостаточно ясна. В литературе он определяется либо в соответствии с надписью на обороте как «апостол Лука», либо как Андрей Первозванный. Так или иначе Венецианов явно использовал облик определенного крестьянина с типичным лицом.
23.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) Крестьянин, отрезающий ломоть хлеба. 1820-е гг. Дерево, масло. 30 х 23,5 см. На обороте тушью: Н 200 Пост. в 1999 г., дар М. Д. Фролова
Возможно, именно эта картина Венецианова под названием «Старик с хлебом» упоминалась в Отчетах ИАХ за 1828, 1829 и 1830 годы и под тем же названием была показана на выставке ИАХ в 1830 (Алексей Гаврилович Венецианов. 1780-1847. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения / Каталог. ГРМ. Л., 1983. С. 15).
24.
Славянский Фёдор Михайлович (1817-1876) Старуха с палкой. 1840-е гг. Холст, масло. 43 х 36,5 см. Пост. в 1930 от О. К. Славянской, Ленинград
Портреты стариков и старух - не редкость в работах самого Венецианова и его учеников. В них выражен сугубо реалистический взгляд художника на мир и человека. В старческих портретах учеников Венецианова, как правило, за возрастом изображённого чувствуется жизнь, наполненная трудом и переживаниями. Картину Славянского, ученика Венецианова, отличает детализированная, а главное - подчёркнуто достоверная передача примет возраста и аксессуаров.
25.
Славянский Фёдор Михайлович (1817-1876) Крестьянская девочка. 1840-е гг. Холст, масло. 33,5 х 24 см. Пост. в 1930 от О. К. Славянской, Ленинград
Русские художники первой половины XIX века, и прежде всего А.Г. Венецианов и его ученики, открыли особую красоту крестьянских лиц. Безымянные портреты крестьян, людей из народа ныне органично вошли в историю русской живописи. Именно такой пример натурного этюда представляет собой «Крестьянская девочка». Автора картины прежде всего интересует ярко выраженный социальный типаж, который он и выявляет скупыми, лаконичными живописными средствами.
26.
Павлов Капитон Степанович (1793-1852) Плотник. 1838 г. Холст, масло. 94,5 х 77 см. На обороте авторская (?) надпись: 1838 Года съ натуры писалъ Капитонъ Павловъ. Пост. в 1938 через ЛЗК (собрание В. Д. Фролова)
Картину «Плотник» можно отнести к нечасто встречающемуся жанру «профессионального портрета». Очевидно, работа была выполнена с натуры: фигура работающего мужчины, загорелое лицо с крупными чертами, манера курить трубку за работой взяты из жизни. Живописец написал «Плотника» в период своей жизни в Малороссии, когда он преподавал рисование в Нежинской гимназии, где его учениками были Н.В. Гоголь, А.Н. Мокрицкий, Н.П. Кукольник и другие. В картине отразились впечатления художника от реальной жизни, нелегкого труда, приносящего мастеровому человеку истинное удовлетворение.
27.
Жак Теодор Жозеф Наполеон (1804-1876) Ямщик. 1850-е Статуэтка. Гипс тонированный. 48 х 28 х 31 см. Пост. в 1972 от Е. П. Лупповой, Ленинград
Французский скульптор, работавший в Петербурге с 1833 по 1858 год, создал в этот период большую серию статуэток на «русские» темы. Наряду с «Ямщиком» в неё входили «Кузнец», «Точильщик», «Носильщик», «Охтенская молочница», «Плотник», различные «Продавцы-разносчики», торгующие рыбой, хлебом, сладостями. По всей видимости, скульптор опирался не только на натурные наблюдения, но и на графические «прототипы» (в частности, на рисунки Н. Щедровского).
28.
Антонов Сергей А. (сер. XIX в.) Девушка, ощипывающая цветок. 1842 г. Холст, масло. 89 х 72 см. Справа внизу: С. Антонов I 18-42. Пост. в 1931 из магазина № 68 Ленторгсина
За эту картину, называвшуюся «Русская девушка, ощипывающая цветок», в 1842 году Антонов получил звание свободного художника. Изображая сцену из жизни простого люда, художник, происходивший из санкт-петербургских мещан, вольноприходящий («посторонний», как писали в документах того времени) ученик Академии художеств, большое внимание уделил не столько психологической характеристике образа, сколько деталям. Наметив на заднем плане печь, словно бы сложенную из гранитных блоков, живописец тщательно выписал девушку с косой, в нарядном сарафане, занимающуюся гаданием на лепестках цветка. Изысканный букет, стоящий на столе крестьянского дома, кажется сошедшим с картин голландских художников, которые Антонов мог видеть в Эрмитаже и тщательно воспроизвести, демонстрируя своё мастерство.
29.
Ковшенков Иван Фёдорович (1824-1898) Урядник I дружины Санкт-Петербургского подвижного ополчения в Крымскую войну Ф.П. Матвеев. 1855 г. Статуэтка. Бронза. 40,5 х 15 х 13 см. Сзади на основании: И. Ковшенковъ; cправа на основании: Иванъ Ковшенковъ; на лицевой стороне: Урядникъ I Дружины С. П. Б. Государственнаго Подвижнаго Ополченiя ФИЛИППЪ ПАХОМОВЪ МАТВЪЕВЪ 64 лътъ отъ роду (Служившiй въ Ополченiи 1812 года). Пост. в 1925 из ГМФ, Ленинград
В 1855 году императору Александру II были поднесены две бронзовые статуэтки работы И.Ф. Ковшенкова, связанные с Крымской войной. Одна из них изображала Ф.П. Матвеева, другая «рядового стрелкового полка императорской фамилии». Обе фигурки (в гипсе) экспонировались на выставке в ИАХ и затем повторялись в бронзовых отливах. Особой известностью пользовалась первая из них, исполненная скульптором по мотивам литографированного рисунка В. Тимма. Этот набросок, сделанный с натуры, был помещен в «Русском художественном листке» (1855. № 34) под названием «Государственного Подвижного Ополчения Дружины № 1 С.-Петербургской губернии ратник Матвеев, служивший в 1812 году в Ополчении, и ныне вторично поступивший в оное».
30.
Крылов Никифор Степанович (1802-1831) Русская крестьянка кормит ребенка из рожка. Не позднее 1830-х гг. см. Холст, масло. 75,5 х 64 Пост. в 1923 из МАХ; ранее - собрание графа Н.А. Кушелева-Безбородко, Санкт-Петербург
Данная работа - одно из немногих сохранившихся до нашего времени произведений этого талантливого, но рано умершего художника, одного из первых учеников А.Г. Венецианова. Как и многим другим работам венециановской школы, ей присущи естественность и проникновенность, внимательное отношение к натуре.
31.
Максимов Алексей Максимович (1810 ? -1865) Крестьянская девушка. Не позднее 1849 г. Холст, масло. 48, 5 х 35,5 см. Пост. в 1925 из Петергофского дворца-музея; ранее (с 1849) - собрание великого князя Николая Николаевича; собрание А.И. Философова, Санкт-Петербург
Улыбка на лице девушки, правильность черт лица, тщательно сделанная прическа отличают это произведение от простых, безыскусных и искренних персонажей венециановской школы. Произведению Максимова свойствен некоторый оттенок идеализации, появившийся в живописи середины и второй половины ХIХ века.
32.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) Мельник. 1873 г. Холст, масло. 73,5 х 58 см. Справа внизу: ИКрамской 1873 Пост. в 1938 через ЛЗК (собрание П. Г. Иванова)
Крестьянская тема играла важную роль в творчестве Крамского. «Мельник» - из первых в ряду собирательных образов русских крестьян, созданных художником.
33.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) Мина Моисеев. 1882 г. Холст, масло. 56,5 х 45 см. Слева вверху: И. Крамской 82 (буквы И и К переплетены); справа вверху авторская надпись: Сиверская Пост. в 1927 от А. И. Корниловой
Создание собирательных образов людей из народа Крамской считал одной из важнейших задач современного искусства. «А народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный родник!» - писал он И.Е. Репину. В портрете Мины Моисеева ярко проявилось свойственное художнику умение концентрировать внимание на самом существенном. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость. Изборожденное морщинами старческое лицо излучает тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте.
34.
Плахов Лавр Кузьмич (1810-1881) Старуха. Первая половина 1830-х гг. Холст, масло. 45 x 40 см. Пост. в 1917 от Е. Г. Шварца, Петроград
Вероятно, эта картина разыгрывалась в устроенной ОПХ в 1839 лотерее в пользу детской больницы в числе работ Венецианова и его учеников.
35.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) Старуха-нищенка 96 лет. Начало 1890-х гг. Холст, масло. 29,5 х 23 см. Слева внизу: В Пост. в 1905 с посмертной выставки произведений В.В. Верещагина, Санкт-Петербург
Портрет входит в серию картин, написанных Верещагиным в результате поездок по России в 1887-1888 годах. Художник побывал в Ярославле, Ростове, Костроме. В своей книге «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей» (1895) Верещагин поместил и портрет старухи, с которой он познакомился во время путешествий.
36.
Маковский Владимир Егорович (1846-1920) Гоголевский тип. 1911 г. Холст, масло. 64 х 54 см. Справа внизу: В. Маковскiй 1911 Пост. в 1923 из МАХ, Петроград
Картина-портрет «Гоголевский тип», несмотря на её название и возникающие у зрителя ассоциации с Поприщиным, героем «Записок сумасшедшего» Николая Гоголя, изображает, скорее всего, современника Маковского - пожилого петербургского чиновника. Художник создает образ замкнутого, холодно-сдержанного, в чём-то высокомерного и подозрительного человека, не привыкшего делиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Возможно, благодаря этим своим качествам он и дослужился до георгиевской ленты, оранжевым пятном выделяющейся на тёмном фоне костюма, оставшись при этом типом, близким гоголевским персонажам.
37.
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) Отставной дворецкий. 1888 г. Холст, масло. 47 х 32 см. Слева внизу: В. Пост. в 1905 с посмертной выставки произведений В. В. Верещагина, Санкт-Петербург
В 1887-1888 годах Верещагин совершил поездку по городам России. Он посетил Ярославль, Ростов, Кострому. Художник изучал древнерусское зодчество, собирал старинные предметы быта. Наблюдая неспешное течение жизни провинциальных городов, Верещагин особенно интересовался судьбами людей, с которыми он познакомился во время путешествия. В 1895 году художник выпустил книгу «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», героями которой стали модели его произведений, в том числе и старик-дворецкий.
38.
Шарвин Яков Васильевич (1838-1880) Бродяга. 1872 г. Картон, масло. 68 х 50 см. Справа внизу: Шарвинъ 1872. Пост. в 1939 из КДИ при СНК СССР, Москва
Выпускника Академии художеств, Шарвина привлекали сюжеты из жизни городских низов. Обращаясь к миру людей, жизнь которых была ему хорошо знакома, он создавал убедительные в своей достоверности образы. Известно, что на рубеже 1860-1870-х годов художник задумал картину «Из жизни бедняка». Возможно, «Бродяга» является одним из этюдов к этому полотну. Точность в выборе деталей одежды и обстановки, экспрессия в трактовке характера придают образу индивидуальность и создают яркий социальный портрет.
39.
Кишиневский Соломон Яковлевич (1862-1942) «Мог быть человеком». 1890-е гг. Дерево, масло. 27 x 22 см. Слева внизу: С. Кишиневскiй Пост. в 1958 от А. И. Третьякова
Соломон Кишиневский, один из самых известных и популярных одесских художников, в конце 1880-х годов, испытывая влияние передвижников, обратился к темам из жизни «маленького человека». Живописец изображает сцены из жизни городской бедноты. Образы, запечатленные Кишиневским, отличаются своей беззащитностью и уязвимостью. Их трактовка вызывает ассоциации с грустными интонациями произведений А.П. Чехова.
40.
Неизвестный художник Портрет В.А. Злобина. Не ранее 1801 г. Холст, масло. 66,5 х 54,5 см. Пост. в 1927 из ОПХ, Ленинград
Злобин Василий Алексеевич (около 1756-1814) - именитый гражданин Вольска, откупщик. Сын удельного крестьянина Алексея Никифоровича Поповника, по прозвищу Злобин. Коммерческую деятельность начал в 1772 г. Управляющий имением Царевщина генерал-прокурора князя А.А. Вяземского. Благодаря протекции князя получил доходные откупа. Через несколько лет стал миллионером, в день его доход составлял до 1000 рублей. В 1784-1789 дважды избирался городским головой Вольска. В 1796 был пожалован почётным званием именитого гражданина Вольска, который на его средства был «украшен многими постройками и облагодетельствован щедрыми пожертвованиями на церкви и благотворительные учреждения». В Петербурге был знаком с В.П. Кочубеем, О.П. Козодавлевым, М.М. Сперанским, на свояченице которого был женат его сын. Умер в Саратове 21 августа 1814 и погребён в городе Вольске.
Изображён с тремя золотыми медалями на шейных лентах: справа на красной александровской ленте медаль с профилем Екатерины II, слева на голубой андреевской ленте медаль с портретом Павла I, в центре медаль с портретом Александра I на голубой андреевской ленте в бриллиантовой оправе, увенчанной бантом, выложенным бриллиантами.