Два панно Зураба Церетели для здания Генерального штаба в Москве

Mar 02, 2020 00:01

Два монументальных панно «Куликовская битва. 1380» и «Бородино. 1812» выполнены в технике эмали






Оригиналы были заказаны художнику в 1984 году Министерством обороны СССР для здания Генерального штаба в Москве. Оба панно имеют сходное построение: на переднем плане ярким цветом художник выделил главную фигуру - победителя, которого окружают соратники и победоносные войска. У их ног расположены трофеи - вражеские знамёна и оружие.

Для каждой работы характерна особая символическая цветовая гамма. В «Куликовской битве» - это золото и красный цвет победы. Многоцветье панно «Бородино» символизирует многонациональное и всенародное российское воинство в 1812 году, всю гамму объединяет победоносный золотистый фон. Доспехи князя Димитрия Донского в «Куликовской битве» написаны золотисто-красным цветом. В «Бородино» зелёными оттенками отливает сюртук фельдмаршала Михаила Кутузова.

Прославленные герои-полководцы изображены вместе с представителями всех сословий, слившихся в единую монолитную народную силу. Горизонтально выстроенная композиция и фронтальные развороты фигур выражают идею всеобщего единения и сплочённости, благодаря которым наше Отечество не раз побеждало врагов.

Оба панно оформлены в бронзовые рамы, каждая из которых состоит из множества миниатюрных фигурок воинов, соответствующих конкретной исторической тематике произведения. Это своеобразный парад участников исторических сражений 1380-го и 1812-го годов. Два изящных картуша, украшающих каждую раму симметрично по центру сверху и снизу, составляют рельефные лучи - символы сияния славы русского воинства.

Источники: Музей-мастерская Зураба Церетели
Выставка «Год истории в России». - М., 2012. - С. 25.

Ермолов Алексей Петрович, Отечественная война 1812 г., Куликовская битва, Раевский Николай Николаевич, Кутузов Михаил Илларионович, Топ-25 LiveJournal, Платов Матвей Иванович, Живопись и графика XX в., Барклай-де-Толли Михаил Богданович, XIX век, Дмитрий I Иванович Донской, Бородинская битва, Лошади, Монголо-татарское иго, XIV век, Эмаль, Багратион Пётр Иванович, Форма/доспехи/оружие

Previous post Next post
Up