Мамаев курган. Шесть скульптур на площади Героев

May 18, 2018 00:17




В центре площади Героев расположен искусственный водоём, слева от которого стоит стена-знамя, на которой начертаны слова писателя Василия Гроссмана из романа «Жизнь и судьба»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!» На выходе с площади в стене замурована капсула времени с обращением ветеранов войны к потомкам. Капсула должна быть вскрыта 9 мая 2045 года - в день столетия со дня Победы.

На другом берегу водоёма находятся шесть монументальных скульптурных композиций. В каждой из них художественными методами раскрыта героика великого сражения, подвиг защитников Сталинграда. Открытие комплекса состоялось 15 октября 1967 года. Автор - скульптор-монументалист, народный художник СССР Е.В. Вучетич.

Композиции выполнены из монолитного железобетона, высота каждой скульптурной группы - 6 м, они установлены на облицованных гранитом постаментах размером 2,4 х 2,4 х 1 м.

«Солдат, поддерживающий раненого товарища» - первая из шести монументальных скульптур на площади Героев. Скульптурная композиция состоит из двух фигур воинов-защитников Сталинграда. Опираясь на товарища, раненый боец сжимает в руке гранату. Его друг, помогая раненому, не выпускает из другой руки автомата.





Монумент «Девушка-санитар, несущая раненого бойца» посвящён вкладу женщин в победу на фронтах Великой Отечественной войны. Изображена девушка-санитарка, выносящая на своих плечах раненого солдата с поля боя. История обороны Сталинграда знает многочисленные примеры женской смелости и отваги. В сражении за Сталинград участвовали тысячи женщин, среди которых были связистки, зенитчицы, лётчицы, врачи, медсёстры и санитарки.





«Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец» - третья из шести монументальных скульптурных композиций. Монумент посвящён подвигу моряков в годы Великой Отечественной войны. Изображён морской пехотинец, бросающийся с двумя связками гранат под гусеницы танка противника, рядом с ним - раненый солдат. Прототипом скульптору послужил матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Михаил Паникаха, который 2 октября 1942 года, объятый пламенем от бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй бутылкой поджёг его. Здесь же, на Мамаевом кургане, лежит мемориальная плита, посвящённая памяти героя.





«Солдат, поддерживающий раненого командира» - четвертая скульптурная композиция площади. Монумент иллюстрирует, как в годы Великой Отечественной войны рядовые бойцы и командующий состав плечом к плечу встали на защиту Отечества: солдат поддерживает тяжело раненого офицера, который продолжает руководить боем. Сюжет основан на многочисленных примерах из истории войны, когда командиры и солдаты не покидали полей сражений до последних минут своих жизней.





«Раненый боец и воин, подхватывающий знамя» - монумент изображает, как солдат спасает знамя, подхватив его из рук упавшего раненого воина-знаменосца, и идёт в бой.





«Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру» - последняя из шести монументальных композиций на площади Героев. Она символизирует Победу под Сталинградом и крах фашизма: два советских воина уничтожают фашизм в образе змея и разламывают свастику, низвергая их в волжские воды.


















1940-е, Вучетич Евгений Викторович, Скульптура XX в., XX век, Вторая мировая/Великая Отечественная, Змеи, 1960-е, Европейская часть России, Волгоград/Сталинград/Царицын, Памятники, .15 октября, Поволжье, Восточная Европа, Эпоха СССР

Previous post Next post
Up