«Утро во дворце Анны Иоанновны»: кто изображён на картине

May 01, 2018 15:55



► ЯКОБИ Валерий Иванович (1834-1902) «Утро во дворце Анны Иоанновны в 1740 г. (Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны)». 1872 г.
Холст, масло.132,5 х 212,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Судя по сохранившейся переписке, императрица АННА ИОАННОВНА представляла собой классический тип барыни-помещицы. Она любила быть в курсе всех сплетен, личной жизни подданных, собирала вокруг себя шутов и болтушек, которые потешали её.

Шуты при дворе Анны Иоанновны не имели того значения, которым пользовались при ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ. Пётр держал шутов не только для забавы и увеселения, но как одно из орудий насмешки, употреблявшейся им иногда против грубых предрассудков и невежества, коренившихся в обществе. Шуты Петра очень часто резкой и ядовитой остротой клеймили пороки и обнаруживали злоупотребления лиц, даже самых близких к государю. Когда вельможи жаловались царю на слишком бесцеремонное обхождение шутов, он отвечал: «Что вы хотите, чтобы я с ними сделал? Ведь они дураки!».

Шуты АННЫ ИОАННОВНЫ не смели никому высказывать правды в глаза и, по доброй воле или принуждению, исполняли роль простых скоморохов, потешая свою повелительницу забавными выходками, паясничеством, сказками и прибаутками. По свидетельству ДЕРЖАВИНА, всякий раз, как императрица слушала обедню в придворной церкви, шуты садились в лукошки в той комнате, чрез которую ей нужно было проходить во внутренние покои, и кудахтали, подражая наседкам. Иногда государыня заставляла их становиться гуськом, лицом к стене и, по очереди, толкать один другого из всей силы; шуты приходили в азарт, дрались, таскали друг друга за волосы и царапались до крови. Императрица, а за ней и весь двор, восхищались таким зрелищем и помирали со смеху.

Весь склад нравов и обычаев двора императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ представлял в высшей степени благодарный сюжет для художников.

На картине Валерия ЯКОБИ изображена спальня недомогающей императрицы. Возможно, это последние дни государыни - в 1740 году она скончалась. БИРОНА (сидит в кресле в небрежной позе у изголовья постели ❶) и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду.

Михаил Алексеевич ГОЛИЦЫН (1687-1775) стоит согнувшись ❷. Этот придворный шут носил прозвище «Квасник». На него вскочил князь Никита Фёдорович ВОЛКОНСКИЙ (?-1740) ❸. Он был назначен шутом при дворе Анны Иоанновны «по давнишней злобе к жене его Аграфене Петровне» (Костомаров). Возвышается над всеми «Царь Касимовский» - Иван Александрович БАЛАКИРЕВ (1699-1763) - доверенный слуга императора Петра I и его супруги Екатерины I ❹. На полу растянулся граф Алексей Петрович АПРАКСИН (1711-1733) ❺. Граф в 1729 г. принял католическую веру, за что императрица и наказала его этой новой «должностью». Со скрипкой изображён Пьетро-Мира ПЕДРИЛЛО (Pedrillo; даты рождения и смерти неизвестны) - любимый шут императрицы ❻. С бичом и привязанным к нему пузырём - Ян Д'АКОСТА (Лакоста; 1665-1740) - бывший придворный шут Петра I ❼.

Государыню, однако, уже не забавляют столь привычные для неё потехи - она едва улыбается. Зато весело смеётся кружок придворной блестящей знати - племянница Анны МОНС красавица статс-дама Наталья Фёдоровна ЛОПУХИНА (1699-1763), её фаворит граф Рейнгольд Густав ЛЕВЕНВОЛЬДЕ (1693-1758) и герцогиня ГЕССЕН-ГОМБУРГСКАЯ. Они втроём сидят в ногах больной и играют в карты, но игра прервана - они любуются на чехарду. ❽

Позади этой группы - граф Бурхард Христофор МИНИХ (1683-1767) и князь Никита Юрьевич ТРУБЕЦКОЙ (1699-1767). Они с озабоченными лицами тихо ведут деловой разговор. ❾

Подле Бирона - его сын, принц КАРЛ ЭРНЕСТ (1728-1801) ❿, стегающий бичом императорских шутов. Ходили слухи, что он был тайным сыном императрицы и её фаворита. В 1740 году ему исполнилось 12 лет, он получил ордена Святого Александра Невского (с бриллиантами) и Святого Андрея Первозванного (на портрете видна синяя орденская лента).

На полу, на шкуре медведя возле постели сидит босоногая карлица-шутиха калмычка Евдокия Ивановна БУЖЕНИНОВА (1710-1742) ⓫. В 1739 Анна Иоанновна устроила в знаменитом «ледяном доме» её потешную свадьбу с князем Михаилом ГОЛИЦЫНЫМ.

Что-то нашептывает Бирону (1690-1772) начальник Канцелярии тайных розыскных дел Андрей Иванович УШАКОВ (1672-1747) ⓬. С противоположной стороны постели герцогиня Бенигна Готлиба БИРОН (1703-1782) ⓭ подаёт больной лекарство. Рядом с Бироном сидят: будущая правительница АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (1718-1746) ⓮, французский посол ДЕ ШАТАРДИ ⓯ и лейб-медик Иван Иванович ЛЕСТОК (Иоганн Германн Лесток или Жан Арман де л’Эсток ⓰; 1692-1767).

В стороне у насеста с попугаями в униженной позе стоит поэт Василий Кириллович ТРЕДИАКОВСКИЙ (1703-1769). ⓱ В его руках свиток - новая ода. Подобострастный взор Василия Кирилловича устремлён к государыне, но на него никто не обращает внимания.

У входа - обер-егермейстер и кабинет-министр Артемий Петрович ВОЛЫНСКИЙ (1689-1740). ⓲ Никем из присутствующих не замеченный, он остановился на пороге и с негодованием смотрит на представившееся ему зрелище...



Пётр I Алексеевич, Анна Иоанновна, Третьяковская галерея, Российская империя, Интерьер дворцовый, Интерьер XVIII века, Живопись и графика XIX в., Попугаи, Топ-25 LiveJournal, Картина с путеводителем, Волынский Артемий Петрович, Анна Леопольдовна, 1740-е, Бирон Эрнст Иоганн

Previous post Next post
Up