► «Вид Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади».
Первая половина XIX века - время, когда окончательно сложился классический архитектурный облик Петербурга. «Строгий, стройный вид» города, «Невы державное теченье» были восторженно воспеты не только поэтами и писателями - Пушкиным, Гнедичем, Батюшковым, Вяземским, Гоголем; им отдавали дань поклонения и многие художники того времени.
В богатой изобразительной летописи города существенное место занимают акварели, исполненные Василием Семёновичем САДОВНИКОВЫМ (1800-1879).
Поэтическое восприятие города, соединенное с верностью натуре, способность к обобщению виденного и в то же время внимание к мелочам - всё это, наряду со свежестью колорита, изяществом и тонкостью рисунка, отличает лучшие акварели Садовникова. Для созданных им многочисленных видов города характерно сочетание документальной точности изображения зданий с передачей непосредственно наблюденной жизни петербургской улицы.
Рисунки Садовникова привлекают ювелирной тонкостью отделки и крошечным размером фигурок, которые, несмотря на свою «мелкость», отличаются конкретностью и живостью. Фигурки художник предварительно зарисовывал с натуры на отдельных листах. Эти листы, как правило, сделаны акварелью, иногда с перовым контуром по карандашному наброску.
Ниже приведены репродукции из альбома «Виды Петербурга. Акварели В. Садовникова» (Л.: Аврора, 1970). Серия рисунков, репродуцированная в альбоме, представляет лучшие образцы творчества Садовникова из собрания Государственного Эрмитажа, насчитывающего около восьмидесяти листов. Большинство из этих акварелей ценны и тем, что помимо живого облика Петербурга 30-50-х годов XIX века в них имеются точные зарисовки петербургской архитектуры.
► «Вид Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади».
Художник изобразил дворец со стороны Дворцовой площади, на которой царит оживление. В правой части листа, ближе к центру, - Александровская колонна, воздвигнутая в 1830-1834 годах по проекту архитектора О. МОНФЕРРАНА в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Справа видно здание Штаба гвардейского корпуса, построенное архитектором А.П. БРЮЛЛОВЫМ в 1837-1843 годах. Акварель датирована 1839 годом и, следовательно, сделана художником ещё до завершения постройки здания Штаба.
Архитектура передана с удивительной точностью; едва касаясь листа карандашом, а затем кистью, Садовников подробно и вместе с тем непринужденно прорисовывает рельефные украшения наличников, капители сгруппированных в сложном ритме колонн, скульптуру Зимнего дворца, детали решётки, окружавшей Александровскую колонну.
С той же точностью и подчёркнутой внимательностью изображены находящиеся на переднем плане фигурки людей, которые свободно скомпонованы в естественно движущиеся и стоящие группы (например, слева - дама с зелёной шалью, в сопровождении офицера и мужчины в цилиндре, или справа, около экипажа, - два генерала, обменивающиеся рукопожатием).
► «Вид пристани около Зимнего дворца».
Этот вид Зимнего дворца интересен тем, что воссоздает облик лодочной пристани, ныне не существующей. Она сооружена инженером А.Д. ГОТМАНОМ в начале 20-х годов. В 1832 году на ней установили вычеканенные из листовой меди фигуры двух львов и две порфировые вазы. Особенно многолюдной пристань была до середины XIX века, когда существовало всего два наплавных моста через Неву (Исаакиевский и Троицкий), разводившихся в весеннее и осеннее половодье. В 1915 году в связи с постройкой Дворцового моста пристань перенесли несколько ниже по течению Невы, расположив против восточного павильона Адмиралтейства.
На акварели видна прибрежная часть Невы с несколькими яликами, заполненными горожанами, позади - ступенчатый спуск. На ступенях - многочисленные фигурки и группы людей. Здесь купцы, лодочники, разносчики, офицеры, дамы и дети. Фигурки очень малы, но переданы так живо, а движения их настолько естественны (например, женщина, поднимающаяся по ступеням, слегка придерживает платье, или другая, около будки, наклонившаяся к ребёнку), что становится очевидным - всё это сделано с натуры.
На дальнем плане рисунка - западный фасад Зимнего дворца и молодые деревца бульвара, существовавшего здесь с 20-х годов XIX века до начала XX века.
Акварель датирована 1840 годом и выполнена в характерной для раннего творчества Садовникова манере - с любовным и тщательным изображением архитектуры; привлекает она и детально проработанным стаффажем.
► «Вид Дворцовой площади со стороны Миллионной улицы».
Акварель создана в 1840 году. Справа изображена угловая часть Зимнего дворца с прилегающим к ней зданием Малого Эрмитажа, построенным по проекту архитектора В. ДЕЛАМОТА в 1764-1767 годах для императорской художественной коллекции, уже не помещавшейся во дворце. Слева - угол здания Штаба гвардейского корпуса, в глубине - Дворцовая площадь и очертания Исаакиевского собора. На переднем плане, в центре листа, - группа конногвардейцев со штандартами, справа и слева - фигурки жителей и военных, дворцового гренадера, придворного лакея, передающего конному курьеру письмо. Акварель проникнута удивительным ощущением городского пространства, наполненного воздухом и солнечным светом.
► «Вид Аничкова дворца со стороны Невского проспекта».
Дворец построен в 1750 году по проекту архитектора М.Г. ЗЕМЦОВА в формах русского барокко; в 1778-1779 годах перестроен архитектором И.Е. СТАРОВЫМ в стиле раннего классицизма. Слева ворота, ведущие в парадный двор. Перед ними, на проезжей части проспекта, толпа, обращённая к экипажу императрицы. Каждого человека в толпе интересно рассмотреть отдельно: здесь кормилица с ребенком, продавец птиц, пожилая дама в широкополой шляпе, держащая за плечи мальчика, простолюдин в длинной рубахе. Справа, за дворцом, - деревья сада с желтовато-зелёными кронами, в глубине - угол Публичной библиотеки, построенной по проекту К. РОССИ в 1828-1832 годах. Как всегда, художник поэтически передаёт голубое небо с редкими серо-белыми облачками.
► «Вид строящегося Исаакиевского собора и площади».
Изображена площадь перед строящимся по проекту О. МОНФЕРРАНА Исаакиевским собором. Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, поэтому в течение многих лет современники видели здание в лесах. На фоне собора, окружённого служебными постройками, - часть площади, которая кажется полной движения и шумов городского дня. Мы как будто слышим цокот копыт по булыжной мостовой: то размеренно тяжёлый - лошадей обоза, везущего камень для строительства, то рассыпающийся торопливой дробью - рысаков, запряжённых в щегольскую коляску, мчащуюся наперерез обозу. Фигурки простолюдинов здесь редки и отодвинуты на задний план, за исключением разносчика фруктов в сопровождении мальчика, помещённого у правого края рисунка.
► «Вид Исаакиевской площади с Малой Морской».
Исаакиевская площадь, одна из оживлённых частей города, неоднократно привлекала внимание художника. На рисунке площадь изображена со стороны Малой Морской. Рисунок особенно интересен бытовыми сценами. Обращают на себя внимание группы горожан в зимней одежде, слева, около двух готовых к отправке дилижансов. Справа - сценка у винной лавки: на санях, крытых соломой, крестьянка и крестьянин продают масло стоящей рядом женщине. Правее беседуют сбитенщик и дворник. Эти группы, несомненно, наблюдались на улицах и настолько увлекли художника, что, перенесённые на рисунок, они приобретают самостоятельное значение, отодвигая восприятие архитектуры на второй план.
► «Вид Аничкова моста».
Аничков мост в 1841 году был перестроен по проекту инженера А.Д. ГОТМАНА (рисунок перил выполнил архитектор А.П. БРЮЛЛОВ) и украшен знаменитыми конными группами работы П.К. КЛОДТА.
В середине XIX века, по свидетельству современника, «мосты были излюбленным местом петербургского простолюдина... простой народ нередко целые дни проводил у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барок под арками моста или просто облокотясь на перила… Мост для петербуржца был тогда то же, что форум для римлянина».
Рисунок опять-таки привлекает не только видом сооружения, но и фигурками людей: здесь и пожилой купец с красным носом, в цилиндре, и бородатый крестьянин, и молодая крестьянка босиком, и булочник, и разносчик с лотком. Слева от них направляется к мосту нарядно одетая пара. У фонаря сидит торговка с корзиной. По мосту движется отряд кавалерии, проезжают экипажи.
► «Вид Дворцовой площади с торжественной процессией».
На рисунке изображена торжественная процессия, связанная с бракосочетанием наследника, будущего императора АЛЕКСАНДРА II. На Дворцовой площади, на фоне здания Главного штаба, построенного по проекту К. РОССИ в 1819-1829 годах, разместились стройные колонны войск и многочисленные толпы народа. В центре, направляясь к главным воротам дворца, мимо Александровской колонны проезжает парадный кортеж. Арка Главного штаба украшена декоративными щитами с вензелями жениха и невесты. Городские жители заполняют не только площадь, но и крыши Главного штаба и домов, виднеющихся сквозь его арку.
► «Парад лейб-гвардии Конного полка».
Рисунок отличается точной фиксацией построения войск и детальной передачей амуниции. Вдоль Ново-Исаакиевской улицы (ныне ул. Якубовича), на фоне Конногвардейского манежа, построенного архитектором Д. КВАРЕНГИ в начале XIX века, и Исаакиевского собора, представлен развёрнутый двухшеренговый пеший строй, на фланге которого стоит НИКОЛАЙ I, окружённый свитой; правее - группа войск в конном строю. Около домов толпятся горожане, нарисованные несколько обобщенно, так как основное внимание уделено изображению военных. Наиболее тщательно выписаны на первом плане жандармы в голубых мундирах (у левого нижнего края рисунка).
► «Парад гвардейских полков около Зимнего дворца».
В отличие от акварели «Парад лейб-гвардии Конного полка», здесь войска значительно отодвинуты в глубину, хотя и выделяются на фоне дворцового фасада, основное же внимание уделено городской толпе, любующейся зрелищем.
► «Вид Аничкова дворца и Невского проспекта зимой».
Центр листа занимает перспектива Невского. В глубине, за парковым павильоном архитектора К. РОССИ (первая четверть XIX в.) - здание дворца. На переднем плане почти во всю ширину проспекта изображена рота гвардейских пехотинцев, которая идёт сменять караул во дворце. Слева - сани, запряжённые рысаком. Вдоль домов - группы стоящих и идущих людей. Без особенной тщательности, но, как всегда, очень убедительно даны фигурки переднего плана, свободно намечена толпа, движущаяся в глубину по Невскому; очертания людей тают в серебристой дымке угасающего зимнего дня. С большим мастерством нарисованы художником покрытые голубовато-белым инеем деревья, припорошенная снегом мостовая, прозрачный морозный воздух.
► «Вид Казанского собора».
На акварели изображён вид на Казанский собор - выдающийся памятник русского классицизма, строительство которого по проекту архитектора А.Н. ВОРОНИХИНА было окончено в 1811 году. Памятники М.И. КУТУЗОВУ и М.Б. БАРКЛАЮ-ДЕ-ТОЛЛИ работы скульптора Б.И. ОРЛОВСКОГО установлены в 1837 году. Площадь перед Казанским собором будет превращена в партерный сквер с фонтаном в конце XIX века.
На переднем плане - проезжая часть Невского, за ней собор с парадно раскинутой полукруглой колоннадой, вырисовывающейся на фоне бледно-сиреневого неба. Множество экипажей, двигающихся в разных направлениях, естественно скомпонованные группы людей создают впечатление картины обычной городской жизни.
Продолжение: Акварели Садовникова «Виды Петербурга» (2)