ТИМОШЕНКО Лидия Яковлевна (1903-1976) - художница сложной творческой судьбы. Расцвет её творчества пришёлся на середину 1930-х - в это время сформировался образный язык, собственная живописная и графическая манера художницы. Большинство работ этого периода посвящены темам детства и юношества, на них запечатлены пионеры, подростки, проводящие время на спортивных площадках, загорающие и купающиеся на пляже, танцующие, собирающие плоды... Во многом именно выразительные образы Тимошенко сформировали современное представление об эпохе 1930-х. В 60-х годах она приобрела негласный статус особо утончённого портретиста, - серия её портретов, лаконично экспрессивных и раскрепощённых по цвету, стала знаковой для среды московской интеллигенции конца 60-х.
Произведения художницы находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.
В её творчестве тесно соседствуют графика и живопись. Более двадцати лет занял у Лидии Тимошенко грандиозный труд по иллюстрированию романа в стихах А.С. ПУШКИНА «Евгений Онегин» в живописной и графической технике. Это две совсем разные серии, первая была сделана маслом в начале послевоенного периода, вторая - в 60-е годы, в цветной литографии.
► «Портрет Онегина». 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 27 х 22 см.
► «Портрет Пушкина». 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 30 х 23 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 26 х 22 см.
Глава 1.
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
...Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил...»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 36 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 29 х 22 см.
Глава 2.
«Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, ещё в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, -
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать...»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 42 х 32 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 28 х 21 см.
Глава 3.
«Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты...»
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 28 х 21 см.
Глава 3.
«Вдруг мысль в уме её родилась...
"Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости". И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет.
И всё Евгений на уме,
И в необдуманном письме
Любовь невинной девы дышит».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 29 х 22 см.
Глава 4.
«"Я вас люблю любовью брата
И, может быть, ещё нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами лёгкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймёт;
К беде неопытность ведёт".
Так проповедовал Евгений.
Сквозь слёз не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 4.
«Час от часу пленённый боле
Красами Ольги молодой,
Владимир сладостной неволе
Предался полною душой,
Он вечно с ней. В её покое
Они сидят в потёмках двое;
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой;
И что ж? Любовью упоенный,
В смятенье нежного стыда,
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободренный,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 29 х 45 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 4.
«Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
Да после скучного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу...»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 29 х 44 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 5.
«Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит...»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 5.
«И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идёт по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена...
...Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок...
...Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несёт;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнёт;
Он мчит её лесной дорогой...»
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 27 х 21 см.
Глава 5.
«Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвёл
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошёл;
Ведет её, скользя небрежно,
И наклонясь ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет - и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждёт...»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
Глава 6.
«Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашёл безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
... В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит», - решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражён, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография.
Глава 7.
«Таня входит в дом пустой,
Где жил недавно наш герой.
... Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на всё глядит,
И всё ей кажется бесценным,
Всё душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет...
...Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль ещё
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?»
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 28 х 23 см.
Глава 8.
«Княгиня смотрит на него...
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих её поклон.
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она».
► 1950-1955 гг. Картон, масло. 45 х 35 см.
► 1960-1967 гг. Бумага, цветная литография. 27 х 23 см.
Глава 8.
«В тоске безумных сожалений
К её ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
... Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
О чем теперь её мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
"Довольно; встаньте"».